ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а её представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан, на доказательство преимущества христианства перед другими религиями. Средневековая философия – это синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия I –II вв., прежде всего, система еврейского философа из Александрии Филона.
СТАТУС ФИЛОСОФИИ
В средние века (IV-XIV) первостепенное значение в общественной жизни получает религия. Однако она включает в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогала строить целостную картину мира, но мира как творения Бога.
В средние века нельзя провести четкую границу между религией и философией. Средневековая христианская философия сохраняла приверженность основным принципам религиозного философского стиля мышления и мировоззрения. Все основные понятия средневековой философии и мышления соотнесены с Богом и определяется через него.
|
|
ПАТРИСТИКА, СХОЛАСТИКА
В истории развития средневековой философии выделяют два основных этапа: патристики и схоластики.
Патристика – это учение отцов церкви, которое стало привлекать рационалистические философские понятия для обоснования христианских догм. Представители патристики заложили основы философии христианства
Представители:
Одним из наиболее ярких представителей патристики был Климент, обосновавший в Александрии христианскую богословскую школу. Придя к христианству от платонизма и стоицизма, Клемент Александрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить её религии. Он доказывал, что античная философия является необходимым предшественником христианства, данная Богом грекам и римлянам. Поэтому различие религии и философии состоит только в том, что в религии истина дана целиком, а в философии опосредованно и частично.
В отличие от гностиков, стремившихся сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан обосновывал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Всякая философия и сама еретична, и источник всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, означает ''выбор'', философы – ''умы спорливые'', занятые ''праздными вопросами и разговорами'', не знают истины, ''они ещё ищут, стало быть, ещё не нашли''. Истина от Бога, тогда как философия и религиозные ереси от дьявола. Принцип Тертуллиана - ''верую, потому что это абсурдно'', полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно другой, чем истинность разума. Понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологей, что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии.
|
|
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин. Им написано около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и обоснование христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказала большое влияние на всю христианскую Западную Европу.