Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию. Гуманизм Ренессанса имеет, однако, свои внутренние противоречия, что проявляется в его элитарности, "аристократических" тенденциях. Так, гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим социальным кругам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (латынь и др.).
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Важнейшим элементом мировоззрения эпохи Возрождения является культ творческой деятельности человека, которая приобретает своего рода сакральный характер. Происходит реабилитация человеческой плоти, в искусстве господствует культ красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и тело.
Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле жизни и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм
характеризуется как литературный, филологический. Видными итальянскими гуманистами были автор "Божественной комедии" Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла и др.