Основные задачи в охране редких видов

Сохранение и восстановление каждого редкого вида (а тем более их комплексов) - это длительный, трудоемкий и достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких фаз или этапов. Он начинается с выявления редких видов, нуждающихся в срочной защите, определения приоритетов и регламентации природоохранного статуса вида. Далее следуют сбор и анализ биологических материалов, разработка стратегии и плана действий, подготовка соответствующей программы и ее реализация. Наконец, завершающим этапом будут контроль, анализ и оценка результатов реализации программы, констатации успеха или выявление необходимости внести изменения в продолжение работы. Естественно, что все этапы требуют необходимого финансового обеспечения, которое сейчас представляет основную сложность.

Несомненно, что успешное обеспечение (в том числе и финансовое) всего процесса подготовки и реализации стратегий и программ как комплекса мер по сохранению редких видов может быть гарантировано только при широком и тесном партнерстве, при взаимном контакте государственных управленческих структур, научно-исследовательских учреждений, общественных неправительственных организаций и граждан России. Огромное значение имеет и партнерство с зарубежными правительственными структурами и общественными организациями, деятельность которых распространяется на проблемы сохранения и восстановления редких видов. Международное сотрудничество в этой области регламентируется соответствующими конвенциями, соглашениями и договорами. Такое партнерство — необходимый базис всей системы работ по сохранению и восстановлению редких видов.

Каждый уровень партнерства обеспечивает определенные области в общей структуре решения проблемы сохранения и восстановления редких видов.

В функции государства входит:

- определение государственной политики в области охраны редких видов;

- создание законодательной (нормативно-правовой) базы охраны и восстановления редких видов;

- подготовка и ведение Красной книги Российской Федерации, которая завершила инвентаризацию редких видов животных на территории России;

- создание эффективной сети особо охраняемых природных территорий различного ранга;

- введение запрета на самовольное переселение диких животных и их гибридизацию, что препятствует биологическому загрязнению фауны России.

Здесь перечислены лишь важнейшие функции и обязанности государства, действительное число их значительно больше. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно государство обладает основными правами и несет всю ответственность за эффективность и успешность работ по сохранению редких видов в масштабе России, за само существование этих видов в будущем.

В функции научных учреждений, прежде всего научно-исследовательских институтов Российской Академии Наук, крупнейших университетов России, ряда ведомственных институтов, входят:

- подготовка списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов для занесения их в Красную книгу Российской Федерации;

- сбор, анализ и оценка биологических материалов о редких видах для определения степени угрозы и категорий статуса;

- разработка рекомендаций и программ по сохранению (восстановлению) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;

- разработка программ по мониторингу редких видов;

- разработка перспективной сети особо охраняемых природных территорий для максимальной охраны редких видов и их местообитаний;

- разработка методов устойчивого использования компонентов биоразнообразия, в том числе редких видов;

- разработка общей и видовых (частных) стратегий сохранения редких видов на территории Российской Федерации.

Функции общественных организаций и объединений включают:

- разработку предложений по занесению видов в Красную книгу России;

- разработку предложений по созданию дополнительных особо охраняемых природных территорий в местах обитания редких видов;

- внесение предложений по совершенствованию природоохранного законодательства;

- организацию и осуществление в пределах их компетенции контроля за соблюдением природоохранного законодательства;

- участие в сборе биологической информации о редких видах;

- участие в реализации национальных и международных программ по сохранению редких видов;

- организацию просветительской работы с населением, экологическое просвещение и образование, воспитание чувства ответственности за сохранение природы и редких видов в первую очередь.

Исключительную ценность и актуальность представляет тесное деловое партнерство с международными природоохранными организациями и союзами, с некоммерческими фондами и другими неправительственными институтами. Это партнерство обеспечивает отнюдь не только финансовую поддержку, но главное - обмен научными идеями, обмен опытом, совместные работы российских и зарубежных специалистов в области изучения, сохранения и восстановления редких видов.

Следует признать, что в целом партнерство в области сохранения редких видов достаточно развито и, главное, исключительно перспективно. В принципе оно может обеспечить решение самых сложных и трудоемких задач, включая даже такую сложную проблему, как финансирование.

Вместе с тем оснований для успокоения и благодушия у нас нет и быть не может. До этого еще рано. Угроза потери видов остается, и реальным подтверждением ее служит то обстоятельство, что в первую категорию Красной книги России в качестве критически угрожаемых и нуждающихся в срочной защите занесено 25 видов и подвидов млекопитающих, 30 видов и подвидов птиц и 2 вида пресмыкающихся. Все они практически находятся под жестким прессом воздействия лимитирующих факторов антропогенного происхождения. Факторы эти сами собой не исчезнут, и нейтрализация их - это наша забота, наш долг и обязанность. Выполнение этого долга - единственная гарантия того, что все редкие виды, обитающие в нашей стране, со временем будут исключены из Красной книги России. К сожалению, у нас нет даже уверенности в том, что современная экологическая ситуация, в целом еще более или менее удовлетворительная, сохранится достаточно длительное время. Конечно, Российская Федерация - огромная держава с уникальным набором разнообразных типов ландшафтов и местообитаний. Нарушенность этих природных условий по сравнению с Западной Европой, Америкой и другими континентами практически ничтожна и в последние годы не только не увеличивается, но, напротив, даже сокращается в связи со спецификой экономической, социальной и политической ситуации. Поэтому в России потенциально сохраняются все природные условия, необходимые для успешной охраны и восстановления численности видов животных, формально признанных нуждающимися в особых мерах защиты и занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Подтверждением относительной стабильности общей экологической ситуации является тот факт, что со времени публикации первого издания Красной книги РСФСР (1983 г.) ни один из занесенных в нее видов не исчез. Однако едва ли современная ситуация будет длиться вечно. Поэтому уже сейчас нужно не просто думать, а смотреть вперед и активно работать. Одним из первых шагов должны стать подготовка и официальное утверждение национальной стратегии сохранения редких видов, в научную основу которой должны быть положены принципы, изложенные в этой книге. Следующими реальными шагами, направленными на совершенствование практических мер охраны, должны быть:

в области инвентаризации и мониторинга редких видов: создание базы данных по редким видам и их охране, создание и ведение компьютерной версии Красной книги России, регулярное издание информационного бюллетеня по редким видам;

в области законодательной охраны редких видов: в порядке законодательной инициативы подготовить проект государственного документа, регламентирующего особый природоохранный статус редких видов и механизмы их охраны в контексте обязательств России по международной Конвенции о биологическом разнообразии;

в области территориальной охраны: оптимизировать сеть особо охраняемых природных территорий различного статуса, обеспечив наличие миграционных коридоров и создание специальных резерватов для всех видов, занесенных в Красную книгу России; разработать обязательную программу научных исследований по редким видам для научных сотрудников заповедников и других ООПТ;

в области сохранения генофонда редких видов: инициировать и поддержать на государственном уровне создание зоологических питомников и криобанков, усилить всестороннюю поддержку зоопарков со стороны государства, особенно со стороны органов власти субъектов Федерации;

в области научного обеспечения работ по сохранению редких видов: ввести в высших учебных заведениях биологического профиля специальные курсы, посвященные тематике «Биология и охрана редких видов», инициировать разработку и реализацию видовых стратегий и программ сохранения редких видов.

В заключение хочется еще раз повторить: система многостороннего партнерства, полностью обеспечивающая все стратегические направления деятельности в области изучения, сохранения и восстановления редких видов, является неотъемлемым условием и своего рода гарантом успеха в достижении общей цели - предотвращения дальнейшего обеднения фауны нашей планеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: