Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 3. Понятие. Содержание и объем понятия и отношение между ними.




Понятие — это совокупность признаков, общих для некоторого множества предметов и вместе с тем отличающих их от всех других предметов, т. е. совокупность признаков, присущих всем предметам данного множества и только им. Например: «Понятие — это мысль, в которой обобщены и выделены предметы по совокупности признаков, общей для данных предметов и отличающей их от других предметов. Т.е. понятие — это совокупность признаков, находящихся с данными предметами во взаимно однозначном соответствии. Разумеется, признаков, взятых в мысленной форме существования.

Понятие — это совокупность существенных для того или иного класса предметов их общих свойств и черт, взятых в мысленной форме существования. Например: «Понятие — это такая логическая форма, в которой признаки, существенные для тех или иных предметов или явлений, мыслятся как существующие вместе». Понятие же неважно с какими признаками, в т. ч. и несущественными, — представление.

Содержание и объем понятия. Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.

а) Интенсиональность понятия. Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо: — с понятием как таковым. «Содержание понятия, — пишет Ю. В. Ивлев, — это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии» 2;— со значением. «Совокупность существенных признаков предмемыслимых в понятии, называется содержанием понятия»';— 'со всем, что известно о данном явлении вообще. Ю. В. Ивлев считает, что недостаток традиционной логики заключается в том, что она не различала двух видов содержания и объема — логического и фактического. По его мнению, логическое содержание понятия — это та информация, которую несет на себе наличная форма понятия. Если я скажу, что динозавры — это «гигантские ящеры, ныне вымершие», то логическое содержание данного понятия будет ограничено смыслом этих четырех слов. Фактическое содержание — это знание о предметах, обобщенных в понятии, т. е. в фактическое содержание понятия о динозавре входит все, что нам известно об этих существах. Получается, что в некотором смысле содержание понятия — это все, что нам известно о вещах, соответствующих этому понятию. Эти трактовки содержания понятия, как нам представляется, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.




Существует представление о ^величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина содержания понятия, по-видимому, не существует. Во. всяком случае, оно нам не встречалось. Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Автомобиль — это машина плюс еще то, что отличает его от других машин. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное понятия, но не иные. Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.

б) Экстенсиональность понятия. Понятие всегда относится к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи, явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как «совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических признаков», отраженных каким-либо понятием.





Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 443; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9612 - | 7304 - или читать все...

Читайте также:

 

54.157.61.68 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.