Проанализируйте, являются ли данные рассуждения аргументацией или критикой, и охарактеризуйте их:
1. Какой-то человек сказал: «Тогда я солгал». Если это правда, то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном.
2. Если бы марсианские моря представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства – пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. Согласно многим наблюдениям, марсианские моря отличаются такой же гладкостью, как и светлые пространства – пустыни. Следовательно, они не представляют собой покров обычной растительности.
Упражнение 3.
Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства:
1. Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты.
2. Я не успел укрыться: внезапно налетела буря.
3. Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний.
|
|
Упражнение 4.
Постройте прямое или косвенное подтверждение для каждого тезиса:
1. Человек желает счастья.
2. Ни одно преступление не должно оставаться не раскрытым.
3. В слове «мышление» ударение делается на втором слоге.
4. Неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности.
5. Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.