Политико-правовая мысль в средние века находилась в целом под доминирующим влиянием религиозной идеологии. Отмечая это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «В руках попов политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия и к ним были применены те же принципы, которые господствовали в нем. Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона. Даже тогда, когда образовалось особое сословие юристов, юриспруденция еще долгое время оставалась под опекой богословия. А это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» '.
Данное обстоятельство заметным образом сказывалось и на различпых средневековых концепциях соотношения права и закона, на понимании и трактовке смысла и истоков естественного и позитивного права, характера их взаимосвязей и т. д. Идейное влияние религиозных догм и представлений на интерпретацию этого круга проблем вносило существенные коррективы и модификацию в те предшествующие античные (древнегреческие и древнеримские) концепции соотношения права и закона, которые широко использовались средневековыми авторами.
|
|
Причем, теоретические конструкции прошлого в новых социально-политических условиях использовались, как это вообще зачастую дроисходит в историческом процессе
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 360—361.
преемственности идей, для обоснования и защиты по существу новых (по их конкретно-историческому содержанию, ^олитико-правовому смыслу, социальной роли и т. д.) положений и воззрений. Старые идеи и концепции приводились в соответствие с новыми потребностями, вызванными к жизни феодальными экономическими, социальными, политическими, правовыми, духовными отношениями и представлениями2.