Форма: конспектирование
Цели: рассмотреть понимание как особую познавательную процедуру, сформировать представлении о понимании как основе гуманитарных наук.
Задание. Законспектируйте представленный материал.
Термин «понимание» очень близок по значению к термину «объяснение». Однако их значения не тождественны.
Нужно признать прежде всего, что термин «понимание» в своем происхождении связано с гуманитарным знанием и являлось категорией герменевтики.
Первоначально слово «герменевтика» обозначало искусство толкования и перевода. Это слово часто связывают с именем Гермеса, который (по античному мифу) был посланцем богов Олимпа, доставлявшим людям сообщения и истолковывавшим им эти сообщения; важно было правильно передать людям смысл и содержание таких сообщений. Это слово («герменевтика») перешло затем на священные книги, Библию, их толкование, а позднее и на художественные произведения, и с ним стали соотносить искусство истолкования, пояснения и объяснения этих текстов. Заметим, что уже здесь, еще до работ В. Дильтея, термин «понимание» шел рядом с термином «объяснение». Это не было объяснение на основе природного закона; содержание этого термина было почти равнозначно термину «пояснение». Наряду с этими понятиями термин «понимание» (в рамках герменевтики) часто применялся в связи с другими терминами, такими, как «вчувствование» (эмпатия), «интерпретация», «традиция», «авторитет», «смысл». Центральным было понятие «смысл», связанное с «пониманием».
|
|
Понимание есть процесс проникновения в смысл; это выявление смысла. Понимание есть деятельность субъекта, направленная на раскрытие текста (смысла). Без осмысления нет понимания. Чтобы раскрыть смысл, необходима интерпретация, или истолкование.
Правы те, кто считает соотносительными понятия смысла и понимания; они, действительно, не могут рассматриваться в отрыве друг от друга: смысла так же нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла. Бессмыслица изначально отрицает возможность понимания: в чем нет смысла, того не поймешь (возможно непонимание глубокого смысла из-за недостаточных усилий ума). Если же в чем-то уже заложен смысл, то его можно раскрыть. Понимание может быть частичным, может быть полным. Но может иметь место, как уже отмечалось, более глубокое понимание того, что «заложено» в смысле.
В постижении смысла человек активен. Не случайно понимание определяется как деятельность субъекта, направленная на раскрытие смысла текста. Смысл не задан субъекту извне, как какой-либо еще не познанный предмет природы; смысл формируется в процессе понимания. В этом отношении более обосновано то мнение, согласно которому смысл «приписывается». Он, конечно, не «приписывается» произвольно; в последнем случае мы имели бы чрезмерное нагромождение условностей.
|
|
Герменевтика как научная методология познания изучает, помимо прочего, условия, при которых смысл оказывается адекватным (в целом) самому предмету исследования. Одно из главных условий — строгое следование правилам и законам логики. Среди многих других условий — вхождение в «герменевтический круг».
Суть «герменевтического круга» в следующем: чтобы понять целое, мы должны понять части, но понимание отдельных частей определяется пониманием целого. Начинать процесс приходится с интуитивного представления о целом или части, и это представление в дальнейшем конкретизируется, углубляется.
Количество интерпретаций, их разброс уменьшается при соблюдении некоторых условий, и одним из них выступает определенная общность контекста, базиса понимания: интеллектуального, культурного, социального. Если нет, к примеру, общности базовых знаний, то маловероятным будет и достижение их взаимопонимания.
Понимание в гуманитарных науках вовсе не исключает ни знания, ни познания, ни объяснения. Оно невозможно без них. В свою очередь, процесс познания здесь неотрывен от понимания. Сопоставим теперь понимание с объяснением.
Обратимся к естественным наукам. Их предмет — не духовный мир человека, его эмоции, переживания, а предметы неорганической природы и живые органические существа. И в тех и в других нет духовности (хотя у высших живых существ и есть, возможно, зачатки интеллекта). В них в отличие от текста нет никакого заранее заложенного смысла. Если, конечно, кто-то из учащихся придерживается религиозных воззрений на мир, то он не будет сомневаться, что во все явления природы Бог заложил определенный смысл и что этот смысл нужно понять, раскрыть. В аналогичном положении оказываются и представители объективного идеализма, для которых существенно утверждение об интерпретации феноменов Абсолютной идеи. Но положение большинства естествоиспытателей иное: они должны раскрыть вещественные системы исходя из них самих, т. е. как не имеющих в себе никаких заранее данных им смыслов. Их объяснение основывается на данных эксперимента, на выявленном объективном законе и на правилах и законах логики.
Научное объяснение — это подведение объясняемого явления под существующий общий закон, это сопоставление тождественных черт исследуемого явления с теми, которые обобщены в данном законе; это распространение действующих законов на еще неизвестные факты. Объяснение отвечает на вопросы: «Почему существует данный предмет?», «Какова его причина?» и т. п. Распространение существующих законов на открытые факты создает возможность их объяснения и предвидения новых.
Таким образом, объяснение в науке строго рационалистично. На него, конечно, влияют и психологическо-герменевтические факторы, связанные с личностью исследователя, однако сам исследователь, чтобы добиться объективной истины, должен от всего субъективного абстрагироваться.
Не то в гуманитарных науках с пониманием. Здесь понимание есть, как уже отмечалось, прежде всего вживание, эмпатия; оно включает в себя рационалистический компонент, но на нем полностью не строится и к нему не сводится.
Понимание тесно связано с коммуникацией, с диалогом; понимание диалогично; объяснение же, хотя и имеет своей предпосылкой среду научного сообщества, монологично по своей сути. Для научного объяснения характерна нацеленность не на индивидуального слушателя, но рассчитано оно прежде всего в качестве всеобщей формы знания на всеобщее понимание. Отсюда, кстати, и стремление к созданию доступных для широких кругов читателей учебников.
|
|
Понимание и объяснение — два относительно самостоятельных метода постижения действительности, но они взаимосвязаны, взаимодополняемы. В гуманитарном знании ведущим является понимание, подчиняющее себе объяснение; в естественных науках, наоборот, ведущим выступает объяснение, использующее в необходимых случаях понимание (здесь, повторим, понимание не фактов, не имеющих смысла, а понимание текстов — о фактах, законах, о мире в целом; интерпретации здесь подвергаются мысли, знания о предметах, процессах).