Коэффициент блокировки
, (4.19)
где r 1 и r 2 – радиусы забегающей и отстающей звездочек; β 1 и β 2- углы давления забегающей звездочек; ρ - угол трения.
В кулачковых дифференциалах К б = 4…5.
Список литературы
1. Акимов А.П. Справочное пособие по автотранспорту. Чебоксары, 1998.–93 с.
2. Акимов А.П. Методическое пособие по курсовому проекту для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Чебоксары, 2001,-69 с.
3. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М.: Машиностроение, 1977.-707 с.
4. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя. в 3 томах. Т. 3,6-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2003,-557 с.
5. «Автомобиль. Основы конструкции». Учебник 2 –е изд. Вишнякова Н.Н., Вахламова В.К., Нарбут А.Н., Шлипе И.С., Островцева А.Н. М.: Машиностроение, 1986.-304 с.
6. Высоцкий М.С. и др. Грузовые автомобили. Проектирование и основы конструирования. М.: Машиностроение, 1995. -256 с.
7. Краткий автомобильный справочник. НИИАТ. М.: Трансконсалтинг, 1994.570 с.
8. Конструирование и расчет автомобиля.// под ред. Лукина П.Н., Гаспарянца Г.А., Родионова В.Ф. - М.: Машиностроение, 1984.-472 с.
9. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций и элементы расчета. Учебник. М.: Машиностроение, 1989.-304 с.
10. Осипов В.И., Архипов А.И. Тормозные системы. М.: МАДИ, 1993.-20 с.
11. Осипов В. И. и др. Методические указания к курсовому проекту. под ред. Осипова В.И. М.: МАДИ.1989.-52 с.
12. Осипов В.И., Архипов А.И. Трансмиссия М.: МАДИ, 1992.-32 с.
13. Нарбут А.Н., Квасновская Н.П. Методические указания к практическим занятиям по рабочим процессам механизмов и систем автомобиля. М.: МАДИ, 2003.-40 с.
14. Нарбут А.Н., Квасновская Н.П. Методические указания к курсовому проекту по автомобилям. М.: МАДИ, 2005.-47 с.
15. Курсовое проектирование по деталям машин. 2 –е изд. перераб. и доп. под ред. Чернавского С.А. – М.: Машиностроение, 1988.–416 с.
16. Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. 2-е издание, стереотипное. М.: Академия, 2008.-480с.
17. Вахламов В.К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей. М.: Академия, 2007.-560с.
18. Сокол Н.А., Попов С.И. Основы конструкции и расчета автомобиля. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.-302с.
19. Акимов А.П., Медведев В.И., Ильин В.В. Колесный движитель с кантующим устройством. Сборник статей Кировской ГСХА.
20. Медведев В.И., Акимов А.П., Ильин В.В., Батманов В.Н. Колесом с «кантующимся» центром вращения с реактивным тормозным устройством. №2007||7975/|| бюллетень ФИПС №33.
21. Иванов А.Н. Основы конструкции автомобиля. М.: «За рулем», 2005.-336с.
Приложение 1
Характеристики приводов сцеплений
| Автомобиль | Диаметр гидроцилиндра, мм | Ход педали, мм | |||
| Главного d1 | Рабочего d2 | Усилителя | Полный | Свободный | |
| ЗАЗ – 968М | 19,0 | 22,0 | - | ||
| ВАЗ - 2105 | 19,0 | 19,0 | - | ||
| ГАЗ - 3102 | 22,2 | 25,1 | - | ||
| ГАЗ - 53 | 22,0 | 22,0 | - | ||
| «Магирус - 290» | 23,52 | 34,42 | - | ||
| КамАЗ - 5320 | 28,0 | 28,0 | |||
| КАЗ - 4540 | - | - | |||
| МАЗ - 5335 | - | - |
Приложение 2
Характеристика автомобилей
| № | Автомобиль | Плная масса снар. масса кг |
| Neмах/nном, кВт/мин-1 | ,
| Число передач валов | Передаточные числа передач | Тип и перед. | |||||
| I | II | III | IV | V | 3ад. ход | число гл. передачи | |||||||
| ВАЗ-2110 | 1475 | 165 175/20R-13 | 54 | 109 | 5 | 3,7 | 1,95 | 1,35 | 0,94 | 0,8 | 3,53 | 1 – 3,7 | |
| ПАЗ –3205 | 7420 | 90 240/R508 | 92 | 309 | 4 | 6,55 | 2,056 | 3,09 | 1,71 | 1,00 | 7,77 | 2 – 6,17 | |
| ВАЗ –2108 | 1325 |
|
|
|
| 3,636 | 1,95 | 1,357 | 0,941 | 0,784 | 3,53 | 1 – 3,94 или 4,13 | |
| ВАЗ-2131 | 1850 | 135 165/80R14 | 81 | 627 |
| 3,667 | 2,1 | 1,36 | 1,0 | 0,818 | 3,526 | 2 – 4,1 | |
| ГАЗ –3102 | 1850 |
|
|
|
| 3,5 | 2,26 | 1,45 | 1,0 | 3,54 | 2 – 3,62 | ||
| ГАЗ –53А | 8000 |
|
|
|
| 6,55 | 3,09 | 1,71 | 1,0 | 7,77 | 2 – 6,83 | ||
| ЗИЛ –4331 | 11725 |
|
|
|
|
|
|
|
| 11,4 | 8,0 | 2 – от5,29 до 7,17 | |
| КамАЗ –5320 | 15305 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 – 7,22; 6,53; 5,94 | |
| «Урал –4320» | 13325 |
|
|
|
| 5,61 | 2,89 | 1,64 | 1,0 | 0,723 | 5,31 | 3 – 7,32 | |
| КАЗ –4540 | 12260 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 – 5,286 | ||
| МАЗ –6422 | 24000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 – 6,33 | ||
| КрАЗ – 260 | 21475 |
|
|
|
| 5,26 | 2,90 | 1,52 | 0,66 | 5,48 | 4 – 8,173 или 8,21 | ||
| ЗИЛ -431410 | 10400 |
|
|
|
| 7,44 | 4,10 | 2,29 | 1,47 | 1,0 | 7,09 | 3 – 6,33 | |
| УАЗ – 3741 | 2710 | 100 185/80R15 | 57 |
|
| 3,78 | 2,6 | 1,55 | 1,0 | - | 4,12 | 5 – 4,62 | |
| ЗИЛ – 133ГЯ | 17835 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 – 6,83 | |
| ВАЗ-21099 | 970 | 156 165/70R13 | 51 | 118 | 5 | 3.63 | 1,95 | 1,36 | 0,94 | 0,78 | 3.5 | 1 - 3,7 | |
| ВАЗ-2110 | 1010 | 165 175/70R13 | 54 | 109 | 5 | 3.63 | 1,95 | 1,36 | 0,94 | 0,78 | 3.5 | 1 - 3,7 | |
| ГАЗ-3110 | 1850 | 155 195/60R14 | 105 | 206 | 4 | 3,78 | 2,12 | 1,30 | 1,00 | 0,8 | 3,28 | 2 – 3,9 | |
| УАЗ-3162 | 2600 | 145 225/35R15 | 75 | 220 | 5 | 3,78 | 2,6 | 1,55 | 1,0 | 0,81 | 4,12 | 5 – 4,625 или 4,11 | |
| ГАЗ-33021- Газель | 2680 | 110 175/R16 | 66 | 173 | 5 | 6,55 | 3,93 | 2,37 | 1,44 | 1,0 | 5,73 | 2 – 6,17 | |
| ГАЗ-2705 | 3500 | 110 175/R16 | 63,4 | 172 | 5 | 6,55 | 3,93 | 2,37 | 1,44 | 1,0 | 5,73 | 2 – 6,17 | |
| ЗИЛ-5301- бычок | 6400 | 110 225/70R16 | 100 | 451 | 5 | 6,55 | 3,62 | 2,08 | 1,38 | 1,0 | 5,9 | 5 – 3,27 | |
| ГАЗ -3507 САЗ | 7990 | 80 240/R508 | 85 | 284 | 4 | 6,55 | 3,93 | 2,37 | 1,44 | 1,0 | 5,73 | 2 – 6,17 | |
| КАМАЗ – | 18450 | 85 260/508 | 183 | 913 | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | 7,38 | 3 – 5,94 | ||
| КАМАЗ – | 15630 | 80 260/508 | 155 | 807 | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | 7,38 | 3 – 5,94 | ||
| КАМАЗ – | 15530 | 85 260/508 | 154 | 807 | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | 7,38 | 3 – 5,94 | ||
| МАЗ – 5551 | 16230 | 85 320/508 | 132 | 667 | 5,26 | 2,9 | 1,52 | 1,0 | 0,66 | 5,48 | 4 – 7,14 | ||
| ГАЗ-2217 | 2650 | 140 225/R16 | 70 | 200 | 6,55 | 3,93 | 2,37 | 1,44 | 1,) | 5,73 | 2 – 6,17 |
Примечание. При наличии делителя для каждой передачи приведено два значения передаточного числа:
в числителе – при положении Н делителя, в знаменателе – при положении В делителя.
1 – цилиндрическая; 2 – гипоидная; 3 – двойная центральная (коническая, цилиндрическая);
4 - двойная разнесенная (коническая, планетарная); 5 – коническая.
Приложение 3
Коэффициенты Х и Y для радиальных и радиально – упорных шариковых
подшипников
| Угол контакта αº | Однорядные | Двухрядные | Вспомогательный коэффициент е | ||||
> е
| ≤ е
| > е
| |||||
| X | Y | X | Y | X | Y | ||
| 18, 19, 20 24, 25, 26 35, 36 | 0,43 0,41 0,39 0,37 0,35 | 1,00 0,87 0,76 0,66 0,57 | 1,09 0,92 0,78 0,66 0,55 | 0,70 0,67 0,63 0,60 0,57 | 1,68 1,41 1,24 1,07 0,93 | 0,57 0,68 0,80 0,95 1,14 |
Примечание: Для однорядных подшипников при
≤ е принимают Х = 1 и Y = 0.
Приложение 4
Характеристика главных передач
| Автомобиль | Тип главной передачи | Передаточное число |
| ЗАЗ - 968 | Одинарная, коническая | 4,225 |
| ВАЗ – 2101; 2103 | Одинарная, гипоидная | 4,3; 4,1 |
| Москвич - 412 | Одинарная, гипоидная | 4,22 |
| ГАЗ – 24 | Одинарная, гипоидная | 4,1 |
| УАЗ - 469 | Одинарная, коническая | 5,38 |
| ГАЗ – 53А | Одинарная, гипоидная | 6,83 |
| ЗИЛ - 130 | Двойная, центральная | 6,32 |
| ЗИЛ - 131 | Двойная, центральная | 7,339 |
| КамАЗ - 5320 | Двойная, центральная | 7,22 |
| КрАЗ - 257 | Двойная, центральная | 8,21 |
| МАЗ – 500А | Двойная раздельная | 7,73 (2,667 и 2,9) |
| ЛАЗ - 699 | Двойная раздельная | 7,52 (1,93 и 3,9) |
| ЛиАЗ - 677 | Двойная раздельная | 8,64 (2,36 и 3,66)
|
Приложение 5
Параметры главных передач некоторых моделей отечественных автомобилей
| № | Автомобиль | Мемах | i кI | Параметры шестерен | Схема | |||||||||||
| Z | ms, мм | d° |
|
| r d, мм | l, мм | Направл.спирали | Е, мм | № рис. | а | в | dв | ||||
| а | ЗИЛ- 130 | 7,44 | 9,0 | 27°28/ | 35° | 20° | 58,5 | лев. | - | 6,а | ||||||
| 9,0 | 62°32/ | 35° | 20° | 112,5 | прав. | - | ||||||||||
| б | МАЗ- 500 | 6,17 | 11,0 | 20°33/ | 36°50/ | 20° | лев. | - | 6,б | |||||||
| 11,0 | 69°26/ | 36°50/ | 20° | прав. | - | |||||||||||
| в | ГАЗ- 24 | 3,5 | 5,439 | 15°23/ | 48°28/ | 18°15/ | 36,9 | 37,3 | лев. | 6,а | ||||||
| 5,439 | 73°37/ | 24°51/ | 18°15/ | 111,5 | прав. | |||||||||||
| г | ГАЗ– 53А | 6,48 | 6,83 | 10°34/ | 46°8/ | 22°30/ | 30,25 | 44,7 | лев. | 6,б | ||||||
| 6,83 | 79°46/ | 34°03/ | 22°30/ | 170,2 | прав. |
Примечание: b1; b2 – углы спирали; a - угол зацепления
Приложение 6 – Выбор варианта для выполнения курсового проекта
| № варианта | Модель прототипа автомобиля | Масса, m, кг | Vmax,км/ч | Коэффициент, Ψ | nдmax, мин-1 | nдmin, мин-1 | № варианта | Модель прототипа автомобиля | Масса, m, кг | Vmax,км/ч | Коэффициент, Ψ | nдmax, мин-1 | nдmin, мин-1 |
| 1. | ГАЗ-33021 | 0,03 | 51. | ГАЗ-33021 | 0,02 | ||||||||
| 2. | ВАЗ-2110 | 0,02 | 52. | ВАЗ-2110 | 0,02 | ||||||||
| 3. | МАЗ-5551 | 0,04 | 53. | ВАЗ-2131 | 0,03 | ||||||||
| 4. | ВАЗ-2131 | 0,02 | 54. | АЗЛК- 21412 | 0,02 | ||||||||
| 5. | КамАЗ-53212 | 0,04 | 55. | КамАЗ-53212 | 0,03 | ||||||||
| 6. | КрАЗ- 260 | 0,04 | 56. | КрАЗ- 260 | 0,04 | ||||||||
| 7. | ЗиЛ-5301 | 0,03 | 57. | ЗиЛ-5301 | 0,02 | ||||||||
| 8. | ГАЗ-3110 | 0,02 | 58. | ГАЗ-3110 | 0,02 | ||||||||
| 9. | ГАЗ-САЗ- | 0,04 | 59. | ГАЗ-САЗ- | 0,03 | ||||||||
| 10. | ВАЗ-2131 | 0,02 | 60. | ВАЗ-2131 | 0,02 | ||||||||
| 11. | ПАЗ-3205 | 0,03 | 61. | ПАЗ-3205 | 0,02 | ||||||||
| 12. | УАЗ-3153 | 0,03 | 62. | УАЗ-3153 | 0,02 | ||||||||
| ГАЗ-2705 | 0,03 | 63. | ГАЗ-2705 | 0,02 | |||||||||
| 14. | ВАЗ-21099 | 0,02 | 64. | ВАЗ-21099 | 0,02 | ||||||||
| 15. | КамАЗ-55102 | 0,05 | 65. | КамАЗ-55102 | 0,04 | ||||||||
| 16. | УАЗ-3141 | 0,03 | 66. | УАЗ-3741 | 0,02 | ||||||||
| 17. | ЗиЛ-431410 | 0,04 | 67. | ЗиЛ-431410 | 0,03 | ||||||||
| 18. | УАЗ-3162 | 0,03 | 68. | УАЗ-3162 | 0,02 | ||||||||
| 19. | ГАЗ-2217 | 0,03 | 69. | ГАЗ-2217 | 0,02 | ||||||||
| 20. | УАЗ-3153 | 0,04 | 70. | УАЗ-3153 | 0,03 | ||||||||
| 21. | КамАЗ-43105 | 0,05 | 71. | КамАЗ-43105 | 0,04 | ||||||||
| 22. | ВАЗ-21099 | 0,02 | 72. | ВАЗ-21099 | 0,02 | ||||||||
| 23. | ГАЗ-2217 | 0,03 | 73. | ГАЗ-2217 | 0,02 | ||||||||
| 24. | УАЗ-3741 | 0,04 | 74. | УАЗ-3741 | 0,03 | ||||||||
| 25. | ГАЗ-3507 | 0,03 | 75. | ГАЗ САЗ-3507 | 0,02 | ||||||||
| 26. | ГАЗ-33021 | 0,04 | 76. | ГАЗ-33021 | 0,02 | ||||||||
| 27. | ВАЗ-2110 | 0,03 | 77. | ВАЗ-2110 | 0,02 | ||||||||
| 28. | МАЗ-5551 | 0,05 | 78. | МАЗ-5551 | 0,03 | ||||||||
| 29. | ВАЗ-2199 | 0,03 | 79. | ВАЗ-21099 | 0,02 | ||||||||
| 30. | КамАЗ-53212 | 0,05 | 80. | КамАЗ-53212 | 0,03 | ||||||||
| 31. | ЗИЛ-4331 | 0,04 | 81. | ЗИ- 133ГЯ | 0,03 | ||||||||
| 32. | ЗиЛ-5301 | 0,04 | 82. | ЗиЛ-5301 | 0,02 | ||||||||
| 33. | ГАЗ-3110 | 0,03 | 83. | ГАЗ-3110 | 0,02 | ||||||||
| 34. | ГАЗ-САЗ- | 0,05 | 84. | ГАЗ-САЗ- | 0,03 | ||||||||
| 35. | ВАЗ-2131 | 0,03 | 85. | ВАЗ-2131 | 0,02 | ||||||||
| 36. | ПАЗ-3205 | 0,04 | 86. | ПАЗ-3205 | 0,02 | ||||||||
| 37. | УАЗ-3153 | 0,04 | 87. | УАЗ-3153 | 0,02 | ||||||||
| 38. | ГАЗ-2705 | 0,04 | 88. | ГАЗ-2705 | 0,02 | ||||||||
| 39. | ВАЗ-2131 | 0,03 | 89. | ВАЗ-21099 | 0,02 | ||||||||
| 40. | КамАЗ-55102 | 0,06 | КамАЗ-55102 | 0,04 | |||||||||
| 41. | УАЗ-3141 | 0,04 | 91. | УАЗ-3741 | 0,02 | ||||||||
| 42. | ЗиЛ-431410 | 0,05 | 92. | ЗиЛ-431410 | 0,03 | ||||||||
| 43. | УАЗ-3162 | 0,04 | 93. | УАЗ-3162 | 0,02 | ||||||||
| 44. | ЛАЗ-695Н | 0,04 | 94. | ГАЗ-2217 | 0,02 | ||||||||
| 45. | УАЗ-3153 | 0,05 | 95. | УАЗ-31153 | 0,03 | ||||||||
| 46. | КамАЗ-43105 | 0,06 | 96. | КамАЗ-43105 | 0,04 | ||||||||
| 47. | ВАЗ-21099 | 0,03 | 97. | ВАЗ-21099 | 0,02 | ||||||||
| 48. | ГАЗ-2217 | 0,04 | 98. | ГАЗ-2217 | 0,02 | ||||||||
| 49. | УАЗ-3741 | 0,05 | 99. | УАЗ-3741 | 0,03 | ||||||||
| 50. | ГАЗ САЗ-3507 | 0,04 | ГАЗ САЗ-3507 | 0,02 |
Приложение 7 - Исходные данные для выполнения курсового проекта
| Автомобиль /модель/ | |
| Марка автомобиля | |
| Тип кузова | |
| Двигатель | |
| Число и расположение цилиндров/система питания | |
| Литраж, см3 /л/ | |
| Мощность эффективная Nе, кВт | |
| Частота вращения коленчатого вала, п, мин-1 | |
| Крутящий момент двигателя, Ме, Нм | |
| Частота вращения коленчатого вала, п, мин-1 | |
| Максимальная частота вращения nmax, мин- | |
| Номинальная частота вращения коленчатого вала, nн, мин-1 | |
| Габариты: | |
| длина автомобиля, мм | |
| ширина автомобиля, мм | |
| высота автомобиля, мм | |
| база автомобиля, мм | |
| Колея: | |
| передних колес, мм | |
| задних колес, мм | |
| Масса: | |
| снаряженная, кг | |
| полная, кг | |
| груза, кг | |
| количество пассажиров | |
| прицепа, кг | |
| Колесная формула | |
| Число передач | |
| Скорость движения автомобиля, км/ч | |
| Расход топлива, л/100 км | |
| Шины | |
| Передаточные числа: | |
| на I передаче | |
| на II передаче | |
| на III передаче | |
| на IV передаче | |
| на V передаче | |
| на прямой передаче | |
| главной передачи | |
| Приведенный коэффициент дорожного сопротивления Ψ |
Задание выдал Ильин В.В.
,






