Кандидат химических наук О. Белоконева

«Очень значительно для меня чтение Лао-Тзе...»

Лев Николаевич Толстой посвятил много внимания и времени изучению различных мировых религий и в итоге пришел к выводу, что "есть и была всегда только одна истина жизни и потому одна только вера в эту истину, и она раз и навсегда открыта в сердцах людей". Лишь человеческие заблуждения затемняли эту общую всем учениям простую и ясную истину во всей ее чистоте. И потому, пишет он, "Будда, Конфуций, Лао-цзы, Сократ, Христос делали только то, что они откидывали ложь различных заблуждений, нараставшую на эту истину, и показывали истину во всей ее чистоте".
Особый интерес испытывал Л.Н.Толстой к Учению Лао-цзы, изложенному в трактате "Дао дэ цзин". Впервые познакомившись с ним в марте 1884 года, он вновь и вновь возвращается к этому уникальному произведению. Об этом свидетельствуют записи в его дневнике.
Так, 24 марта 1884 года он записал: "Как удивительно ясно и сильно выражение Лао-Тзе, что небо производит все, и могущественно, потому что оно всегда искренно".
То же самое находим и в словах Христа: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Матф. V, 43-48). А вот запись от 5 мая 1909 года: "Очень значительно для меня чтение Лао-Тзе".
Толстой постоянно возвращается к изречениям Лао-цзы, стремясь осмыслить и понять их. "Нет греха тяжелее страстей", - говорит Лао-цзы. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать", - свидетельствует и апостол Петр.
Добродетель также бывает подлинная и мнимая. "Истинная добродетель не представляется добродетелью, поэтому она добродетель. Неистинная добродетель представляется безупречной добродетелью, поэтому она не добродетель".
И Христос предупреждает: "Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда ты творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди" (Матф. VI, 1-2).
Итогом размышлений Льва Толстого об учении Лао-цзы стала небольшая статья, которая излагает суть этого учения доступно и ясно.

Лев Толстой
УЧЕНИЕ ЛАО-ТЗЕ
Текст печатается по изданию:
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т.-М.,1956, т.40.

Основа учения Лао-Тзе, одна и та же, как и основа всех великих, истинных религиозных учений. Она следующая: Человек сознает себя прежде всего телесной личностью, отделенной от всего остального и желающей блага только себе одному. Но, кроме того, что каждый человек считает себя Петром, Иваном, Марьей, Катериной, каждый человек сознает себя еще и бестелесным духом, таким же, какой живет во всяком существе и дает жизнь и благо всему миру. Так что человек может жить или той телесной, отделенной от мира личностью, которая хочет только себе блага, или тем бестелесным духом, который живет в нем и который желает блага всему миру. Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела, - и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа, - и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти.
И потому для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо учиться жить не для тела, а для духа. Этому-то и учит Лао-Тзе. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа. Учение свое он называет Путем, потому что всё учение указывает путь к этому переходу. От этого и всё учение Лао-Тзе называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-Тзе, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа, так, чтобы не препятствовать деланием телесных дел возможности проявления в душе человека той силы неба (как называет Бога Лао-Тзе), которая живет во всем.
Часто мысль эта, если только она переведена переводчиком верно, выражена как бы умышленно странно, но везде она, эта мысль, служит основой всего учения.
Мысль эта не только похожа, но совершенно та же, как и та, которая выражена в 1-м послании Иоанна и лежит в основе христианского учения. По учению Лао-Тзе, единственный путь, посредством которого человек соединяется с Богом, есть Тао. Тао же достигается воздержанием от всего личного, телесного. То же и по учению, выраженному в 1-м послании Иоанна. По учению Иоанна, средство соединения человека с Богом есть любовь. Любовь же, так же как и Тао, достигается воздержанием от всего телесного, личного. И как под словом Тао, по учению Лао-Тзе, разумеется и путь соединения с небом и самое небо, так и по учению Иоанна под словом любовь разумеется и любовь и самый Бог ("Бог есть любовь"). Сущность того и другого учения в том, что человек может сознавать себя и отделенным и нераздельным, и телесным и духовным, и временным и вечным, и животным и божественным. Для достижения сознания себя духовным и божественным, по Лао-Тзе, есть только один путь, который он определяет словом Тао, включающим в себе понятие высшей добродетели. Сознание это достигается свойством, которое знают все люди. Так что сущность учения Лао-Тзе есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека.
1909


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: