Пример оценки конфликта.
Ситуация 2.
Преподаватель специальной технологии начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания. У учащейся О. не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Преподаватель, не выявив причины невыполнения задания, начала отчитывать учащуюся, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что учащаяся ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду», – сказала преподаватель и ушла.
В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору училища, все рассказала и заявила, что пока учащаяся не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие.
Директор поступила в данной ситуации следующим образом: нашла свободный кабинет и попросила всех учащихся перейти в него для продолжения урока, а О. попросила остаться на месте. Во время занятия, которое проводилось без О., директор училища беседовала с ней и выяснила, что тетрадь по специальной технологии у учащейся есть и домашнее задание она выполнила, но забыла тетрадь дома, а нагрубила она преподавателю из-за того, что та, не узнав причину отсутствия тетради, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить О. в том, что она была неправа, что должна принести и показать тетрадь преподавателю, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на занятиях.
|
|
После урока преподаватель зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что преподаватель сама вызвала учащуюся на грубость.
Таблица 2
Анализ ситуации
Вопросы к анализу | Варианты ответов |
Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель спецтехнологии? | Не выяснив причины отсутствия тетради у учащейся, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют преподавателя как педагогически и психологически неграмотного человека |
О чем свидетельствует поведение директора? | О профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию, находить оптимальный путь разрешения конфликтов |
Ситуация 3.
Учащийся группы, систематически опаздывающий на утренние занятия, приглашен Вами (классным руководителем или мастером производственного обучения) для беседы. Но неожиданно для себя Вы опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Учащийся Вас дождался и с любопытством ожидает, как Вы себя поведете.
Таблица 3
Ваши действия | Варианты возможных последствий выбранных действий |
1. Сразу же начну беседу и потребую от него объяснения по поводу опозданий | Воспитательный успех такого «лобового удара» сомнителен, так как учащийся может сказать: «Что Вы с меня требуете? Сначала сами не опаздывайте!» |
Окончание табл.
|
|
2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу | Если Вы хотите пользоваться авторитетом, то объясняйтесь, но никогда не оправдывайтесь перед учащимися. Это признак слабости |
3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент | Совершенно неправильный поступок, показывающий, что Вы плохой воспитатель |
4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу | Правильное решение |
5. Попрошу извинения и ис-пользую свое опоздание для обоснования замечания | Возможно, но нехорошо получится, если учащийся после беседы с Вами скажет товарищам: «Классный руководитель сегодня специально опоздал, чтобы я не опаздывал» |