Социально-педагогические технологии поддержки детей, находящихся в кризисной ситуации

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (И.А. ФУРМАНОВ)

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ

1-й блок «Тренинг модификации поведения», Коррекционный блок для агрессивных подростков пред­ставляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических тех­ник. Его целью является поиск альтернативных.(социаль­но-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и.взаимодецствия с окружающими. В ходе тренинга реша­ются следующие задачи: осознание собственных потреб­ностей; отреагирование негативных эмоций,и.обучение. приемам регулирования своего эмоционального состоя­ния; формирование адекватной самооценки; обучение спо­собам целенаправленного поведения;.внутреннего само­контроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования буду­щего.

2-й блок «Тренинг эффективности родителей». Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических усло­вий для преодоления родительских ограничений и приоб­ретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:

переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение увереннос­ти в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

3-й блок «Тренинг психологической компетентности учи­теля».:

Третья программа имеет целью информирование педа­гогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обуче­ния эффективным способам взаимодействия с ними сред­ствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентифика­ция собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обу­чение «целенаправленным» способам отреагирования от­рицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных за­жимов и ограничений; освоение Методики контакта с не­благополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия;

Выбор путей психокоррекционной работы с агрес­сивными детьми и подростками должен строиться:

во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутрен­ней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности;

во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумыва­ния своего поведения, подготовку к его изменению, дей­ствие и поддержание нового стиля поведения;

в-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направ­лены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, про­яснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний. В эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональную под­держку. В поведенческой сфере — мотивацию, новый эмо­циональный социальный опыт, подкрепление...

Поэтому необходимо осуществлять интегративный подход к кор-рекционной работе и использовать модель пошагового из­менения поведения (А. И. Фурманов, 1996):

1-й шаг. Осознание: расширение информации о соб­ственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2-й шаг. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.

3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.

4-й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.

5-й шаг. «Катарсис»; ощущение и выражение собствен­ного отношения к проблеме агрессивности.

6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие реше­ния действовать, формирование уверенности в способно­сти изменить поведение.

7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возмож­ных замен агрессивному поведению.

8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или про­тивостояние стимулам, провоцирующим агрессивное по­ведение.

9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощре­ние со стороны окружающих за изменением поведения.

10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного по­ведения.

В работе с агрессивными детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирова­ние у детей моральных представлений, развитие способ­ности понимать и адекватно выражать свое эмоциональ­ное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психо­моторных функций.

Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов. Наиболее распространенными являются тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляющий типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации; тест «Руки» Э. Вагнера, определяющий уро­вень агрессивности и некоторые особенности личности испытуемого; тест «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бука, Л. Ка­уфман, дающий информацию о враждебности, конфлик­тное™, агрессивности, негативизме ребенка; тест «Кине­матический рисунок семьи» Р. Бернса, исследующий се­мейные причины агрессивности и других видов нарушения поведения, опросник Басса-Дарки, показывающий фор­мы агрессивных и враждебных реакций; карта наблюде­ний Д. Стотта для регистрации форм и синдромов дезадаптивного поведения.

Как показывает описание приведенных выше социаль­но-психологических технологий, все они включают па­раллельную работу с социумом, либо его использование для коррекции тех или иных отклонений в поведении и общении детей и подростков. При использовании данной группы технологий социальный педагог одновременно решает профилактическую задачу оздоровления социальной си­туации развития ребенка и помогает ему устранить те или иные недостатки в своем социальном развитии и поведе­нии.

Возникновение кризисных ситуаций часто не предсказуемо. Человек попадает в ситуацию когда блокируются все стремления и усилия по реализации своих жизненных программ не преднамеренно, но в силу определённых ситуаций. При затягивании такой ситуации возникает объективная угроза дезадаптации, суицида, нервно психического или иного психосоматического страдания. В такой ситуации ребёнку нужна помощь

Теоретики, и практики считают, что в ситуации кри­зиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психоло­гической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрес­сы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функ­ций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто осо­бенно раним в силу личностных особенностей.

Ситуации, относящиеся к разряду критических, в сво­ей основе могут иметь объективный и субъективный ком­поненты. Объективный компонент представлен воздействи­ями внешнего, предметного и социального, мира в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как соци­альную, динамика которой развивается по двум направ­лениям (А.Г. Абрумова):

а) личностное — формирующийся внутренний конф­ликт обоснован характерологическимиособенностями лич­ности и появляется первым независимо от благополуч­ной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начи­нает видоизменять формы поведения и общения челове­ка, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;

б) ситуационное — целый ряд неблагоприятных внеш­них воздействий, психотравмирующих стимулов на фоне неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкой толерантности по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Следовательно, можно выделить две группы критичес­ких ситуаций:

1) ситуации объективные, детерминированные внешними условиями;

2) ситуации объективные; детерминированные харак­тером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека;

Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, реально или потенциально имеющие неблагоп­риятный исход для личности, можно разделить на два класса:

1. Обусловленные особенностями деятельности субъекта.

2. Детерминированные особенностями социальных вза­имоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.

Применительно к исследованию отклоняющегося по­ведения подростков наибольший интерес представляют ситуации, относящиеся ко второму классу. Рассмотрим основные подходы для их определения.

Первым направлением анализа является концепция Ф.Е. Василюка, который определяет критическую ситуа­цию как «ситуацию невозможности» реализовать ценнос­ти своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: 1) стресс; 2) фрустрация; 3) конфликт; 4) кризис. Тип критической ситуации определяется составляющими направленности личности, которые не имеют возможнос­ти для реализации. Это, в свою очередь, ведет к наруше­ниям социально-психологической адаптации субъекта.

Следующим этапом анализа является позиция Ф.В. Бассина, который выделял «аффектогенные жизненные ситу­ации», т.е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:

— затрагивают наиболее значимые ценности личности;

— нарушают меры психологической защиты;

— создают неопределенность там, где требуется преобла­дание стабильных стереотипов отношения к окружающему.

Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критичес­кий компонент ситуации определяется наличием эмоцио­нального напряжения, а степень его влияния на личность — силой аффекта и реакциями человека. А.Г. Абрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями. Она подразде­ляет ситуационные реакции на шесть типов:

1. Реакция эмоционального дисбаланса.

2. Пессимистическая ситуационная реакция.

3. Реакция отрицательного баланса.

4. Ситуационная реакция демобилизации.

5. Ситуационная реакция оппозиции.

6. Ситуационная реакция дезорганизации. Необходимым условием возникновения кризиса явля­ются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфи­ческая личностная реакция на них (С. В. Духновский, 2000).

Согласно Т. Гринингу с получением травмы связан пост­травматический синдром (ПТС). Травма может быть фи­зической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее ха­рактера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен.Причинами посттравмати-ческого стресса являются не­гативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.

Работа социального педагога по реализации психолого-педагогической поддержки детей, попавших в кризисную ситуацию должна строиться на принципе применения индивидуальных технологий, которые выстраиваются на основе предлагаемой общей технологии кризисного вмешательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: