АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (И.А. ФУРМАНОВ)
ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ
1-й блок «Тренинг модификации поведения», Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных.(социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и.взаимодецствия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций,и.обучение. приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения;.внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
2-й блок «Тренинг эффективности родителей». Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:
переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
3-й блок «Тренинг психологической компетентности учителя».:
Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение Методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия;
Выбор путей психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться:
во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности;
во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения;
в-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний. В эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональную поддержку. В поведенческой сфере — мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление...
Поэтому необходимо осуществлять интегративный подход к кор-рекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения (А. И. Фурманов, 1996):
1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.
2-й шаг. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.
3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.
4-й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.
5-й шаг. «Катарсис»; ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.
6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение.
7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению.
8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.
9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения.
10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.
В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психомоторных функций.
Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов. Наиболее распространенными являются тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляющий типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации; тест «Руки» Э. Вагнера, определяющий уровень агрессивности и некоторые особенности личности испытуемого; тест «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бука, Л. Кауфман, дающий информацию о враждебности, конфликтное™, агрессивности, негативизме ребенка; тест «Кинематический рисунок семьи» Р. Бернса, исследующий семейные причины агрессивности и других видов нарушения поведения, опросник Басса-Дарки, показывающий формы агрессивных и враждебных реакций; карта наблюдений Д. Стотта для регистрации форм и синдромов дезадаптивного поведения.
Как показывает описание приведенных выше социально-психологических технологий, все они включают параллельную работу с социумом, либо его использование для коррекции тех или иных отклонений в поведении и общении детей и подростков. При использовании данной группы технологий социальный педагог одновременно решает профилактическую задачу оздоровления социальной ситуации развития ребенка и помогает ему устранить те или иные недостатки в своем социальном развитии и поведении.
Возникновение кризисных ситуаций часто не предсказуемо. Человек попадает в ситуацию когда блокируются все стремления и усилия по реализации своих жизненных программ не преднамеренно, но в силу определённых ситуаций. При затягивании такой ситуации возникает объективная угроза дезадаптации, суицида, нервно психического или иного психосоматического страдания. В такой ситуации ребёнку нужна помощь
Теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.
Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального, мира в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную, динамика которой развивается по двум направлениям (А.Г. Абрумова):
а) личностное — формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическимиособенностями личности и появляется первым независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;
б) ситуационное — целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов на фоне неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкой толерантности по отношению к эмоциональным нагрузкам.
Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:
1) ситуации объективные, детерминированные внешними условиями;
2) ситуации объективные; детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека;
Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, реально или потенциально имеющие неблагоприятный исход для личности, можно разделить на два класса:
1. Обусловленные особенностями деятельности субъекта.
2. Детерминированные особенностями социальных взаимоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.
Применительно к исследованию отклоняющегося поведения подростков наибольший интерес представляют ситуации, относящиеся ко второму классу. Рассмотрим основные подходы для их определения.
Первым направлением анализа является концепция Ф.Е. Василюка, который определяет критическую ситуацию как «ситуацию невозможности» реализовать ценности своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: 1) стресс; 2) фрустрация; 3) конфликт; 4) кризис. Тип критической ситуации определяется составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям социально-психологической адаптации субъекта.
Следующим этапом анализа является позиция Ф.В. Бассина, который выделял «аффектогенные жизненные ситуации», т.е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:
— затрагивают наиболее значимые ценности личности;
— нарушают меры психологической защиты;
— создают неопределенность там, где требуется преобладание стабильных стереотипов отношения к окружающему.
Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критический компонент ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень его влияния на личность — силой аффекта и реакциями человека. А.Г. Абрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями. Она подразделяет ситуационные реакции на шесть типов:
1. Реакция эмоционального дисбаланса.
2. Пессимистическая ситуационная реакция.
3. Реакция отрицательного баланса.
4. Ситуационная реакция демобилизации.
5. Ситуационная реакция оппозиции.
6. Ситуационная реакция дезорганизации. Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на них (С. В. Духновский, 2000).
Согласно Т. Гринингу с получением травмы связан посттравматический синдром (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен.Причинами посттравмати-ческого стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.
Работа социального педагога по реализации психолого-педагогической поддержки детей, попавших в кризисную ситуацию должна строиться на принципе применения индивидуальных технологий, которые выстраиваются на основе предлагаемой общей технологии кризисного вмешательства.