Просьба о помощи, обращенная к творению, которое присутствует рядом, которое живое, и способно тебе помочь

Это – разрешено! Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто был из числа его (Мусы) сторонников, попросил его (Мусу) помочь ему против того, кто был из числа его врагов» [307].


Жертвоприношение (забх), его виды и доказательства, касающиеся его

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством тому, что жертвоприношение (забх) является поклонением, служат слова Всевышнего: — Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров″ [308].

А доводом из сунны является хадис: ″Аллах проклял того, кто приносит жертвоприношение не Аллаху″ [309]».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

ودليل الذبح قوله تعالى (قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (162) لا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ)

ومن السنة: " لعن الله من ذبح لغير الله

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Закалывание животного (забх) бывает четырех видов:

Первый вид: закалывание животного (забх) для того, чтобы приблизиться к кому-то, и возвеличить его. Такое жертвоприношение можно посвящать только Аллаху Всевышнему, ибо оно является поклонением. Нельзя приносить животное в жертву ни для джинна, ни для шайтана, ни для короля, ни для вождя племени. Ведь, жертвоприношение (забх) – это поклонение, а поклонение может быть посвящено только Аллаху.

Некоторые люди совершают жертвоприношение ради джиннов, чтобы обезопасить себя от их зла, или чтобы исцелить своих больных родственников. Так поступают, например, прорицатели и астрологи, которые заявляют, что могут исцелять людей, и говорят людям: ″Принесите такое-то животное в жертву ради исцеления больного и не упоминайте при этом имени Аллаха″. Это – большое многобожие, которое выводит человека из религии. Аллах Всевышний предостерег от того, чтобы приносить жертву не ради Него:

﴿ قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾

«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам): "Воистину, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров"» [310].

А также:

﴿ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ ﴾

«Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву (ради Него) » [311].

Второй вид: закалывание животного для того, чтобы покушать мяса или продать его. В этом нет никаких проблем, ибо данное закалывание не совершено ради того, чтобы приблизиться к кому-то или возвеличить кого-то. Такое закалывание животного не является поклонением.

Третий вид: закалывание животного из-за какого-то радостного события. Например, закалывание животного по причине женитьбы, новоселья, и так далее. То есть, человек собирает близких родственников и закалывает животное по причине радостного события. В этом нет никаких проблем, ибо такое закалывание не делается для того, чтобы возвеличить кого-то, или приблизиться к кому-то.

Четвертый вид: закалывание животного для того, чтобы раздать мясо в качестве милостыни для бедняков, нищих, нуждающихся людей. Это — желательно и является поклонением Аллаху!


Обет (назр) и доказательства, касающиеся его

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством тому, что обет (назр) является поклонением, служат слова Всевышнего: "Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается″ [312]».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

ودليل النذر قوله تعالى: يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْماً كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيراً

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

″Назр″обет — заключается в том, что человек обязывает себя чем-то, что имеет основу в шариате, но шариат не обязал его этим. Например, человек дает обет, что будет держать пост или раздаст милостыню, и становится обязанным выполнить то, что обещал. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему» [313].

″Назр″обет — это один из видов поклонения, поэтому посвящать его можно только Аллаху. Кто дает обет могиле или идолу, тот придает этим Аллаху сотоварищей. Такой обет будет многобожием, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, пусть не выполняет (своего обета)» [314].

* * * * * * * * *


Вторая основа

Познание религии Ислам

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Вторая основа – это познание религии Ислам с доказательствами.

Ислам — это предание себя Аллаху через единобожие (таухид), покорность Ему через подчинение и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

معرفة دين الإسلام بالأدلة

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Вторая основа – это познание религии Ислам с доказательствами».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Шейх разъяснил первую основу, а это познание Аллаха Всевышнего с доказательствами, и перешел к разъяснению второй основы, а это познание религии Ислам с доказательствами.

Он сказал: «Вторая основа – это познание религии Ислам с доказательствами», а затем разъяснил, что представляет из себя религия Ислам, разъяснил ее смысл и упомянул её степени.

«…с доказательствами…» ― то есть: религия Ислам не познается через слепое следование (такълид), религия Ислам не познается посредством того, что человек строит догадки. Религию возможно познать только посредством доказательств из Корана и Сунны.

Если же человек не знает свою религию, а всего лишь слепо следует за кем-то, подражает обществу, то он заслуживает того, что, услышав вопросы в могиле, он ответит: «Я не знаю! Я слышал, люди говорили что-то, и я повторял за ними» [315].

Человек обязан познавать свою религию с доказательствами из Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а это невозможно без обучения.

وهو الاستسلام لله بالتوحيد والانقياد له بالطاعة والبراءة من الشرك وأهله

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Ислам — это предание себя Аллаху через единобожие (таухид), покорность Ему через подчинение и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Слово ″ислям″ происходит от глагола ″асляма″ (покориться чему-то, предать себя чему-то).

″Ислам″ - это предание своего лика, своих устремлений и намерений Аллаху Всевышнему. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لِلَّه وَهُوَ مُحْسِنٌ وَاتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا ﴾

«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие?» [316]

«…предание себя Аллаху через единобожие (таухид)…» ― а единобожие (таухид) – это поклонение одному Аллаху Всевышнему. Это и есть смысл единобожия! Кто поклоняется только Аллаху, ничего не придавая Ему в сотоварищи, тот предал себя Ему.

«…покорность Ему через подчинение…» ― то есть: подчинение Ему в том, что Он повелел тебе, и отстранение от того, что Он запретил. То, что тебе велено, ты совершаешь, а от того, что тебе запрещено, ты отстраняешься, подчиняясь Аллаху Всевышнему.

«…и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам…» ― непричастность (бара) – это прерывание отношений, отстранение и удаление от многобожия и его приверженцев. Ты должен быть убежденным в несостоятельности многобожия. Ты должен быть убежденным в обязательности вражды к многобожникам, так как они являются врагами Аллаха. Не считай их своими помощниками, считай их врагами, ибо они – враги Аллаха, враги Его посланника и враги Его религии. Не люби их и не оказывай им содействие. Ты должен разорвать с ними отношения в религиозных вопросах и отдалиться от них. Ты должен быть убежденным в несостоятельности того, чего они придерживаются. Ты не должен любить их сердцем. Ты не должен оказывать им помощь ни словом, ни делом, ведь, они – враги твоего Господа и враги твоей религии. Как ты будешь оказывать им содействие, если они враги Ислама?!

Недостаточно того, что ты предал себя Аллаху и покорился Ему, если ты не проявил непричастность к многобожию и многобожникам. Этого недостаточно! Ты не будешь считаться мусульманином до тех пор, пока не будешь обладать следующими качествами:

· Предание себя Аллаху через единобожие;

· Покорность Ему через подчинение;

· Непричастность к тому, что противоречит единобожию и подчинению Аллаху, иначе говоря, непричастность к многобожию.

· Непричастность к приверженцам многобожия.

Воплотив в себе эти качества, ты будешь мусульманином. Если же в тебе не будет хотя бы одного из этих качеств, то ты не будешь мусульманином.

Этим кратким определением шейх изложил смысл Ислама. Сколько же людей не знают смысла Ислама, ибо они не изучали этого! Если у этих людей спросить: ″Что такое Ислам?″, ― они не смогут дать правильного ответа.


Степени религии

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Ислам имеет три степени: ислам, вера (иман) и ихсан. Каждая из этих степеней имеет свои столпы».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

وهو ثلاث مراتب. الإسلام والإيمان والإحسان وكل مرتبة لها أركان

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Религия имеет три степени, одни из которых выше, чем другие. Первая степень из степеней религии – это Ислам, затем следует вера (иман), а затем ― ″ихсан″. Ислам – это более широкое понятие, а вера (иман) - этонечто более конкретное, чем Ислам, а ″ихсан″ - это нечто более конкретное, чем вера (иман).

Ислам – это более обширное понятие. Лицемеры входят в рамки Ислама, если подчиняются ему, показывают себя мусульманами, соблюдают его внешне, совершают намаз вместе с мусульманами, выплачивают закят и совершают другие внешние деяния. В таком случае лицемеров называют мусульманами и в мирской жизни с ними относятся, как с мусульманами. Но в Последней жизни они будут находиться в самой нижней части Ада, ибо у них не было веры (имана). У них всего лишь было внешнее соблюдение Ислама.

Вера (иман) – это вторая степень религии. Верующие отличаются друг от друга. Среди них есть приближенные к Аллаху, среди них есть благочестивые. Приближенные к Аллаху – это обладатели самых высоких степеней, а благочестивые – ниже них. Среди верующих также есть такие, кто несправедливо поступает по отношению к самому себе. Они совершают большие грехи, которые не доходят до уровня многобожия (ширка). Таких людей называют либо верующими грешниками, либо верующими с неполноценной верой. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ وَمِنْهُم مُّقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ بِإِذْنِ اللَّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَضْلُ الْكَبِيرُ ﴾

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость» [317].

Ихсан – это третья степень. Она заключается в выполнении рабом наилучшим образом того, что между ним и Аллахом, иначе говоря, раб наилучшим образом поклоняется Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул ″ихсан″, сказав: «Суть ″ихсана″ в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, помня о том, что Он, поистине, видит тебя» [318]. То есть: у тебя должна быть убежденность в том, что Аллах видит тебя, где бы ты ни был.


Столпы Ислама.

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Столпов Ислама – пять: свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха; выстаивание намаза, выплата закята, пост в месяц Рамадан и паломничество (хадж) к запретному дому Аллаха».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

فأركان الإسلام خمسة شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة وصوم رمضان وحج بيت الله الحرام

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Ислам зиждется на этих пяти столпах. Если их не будет, то не будет и Ислама. А остальные деяния покорности Аллаху являются дополнениями для этих столпов. Все деяния покорности Аллаху, все благие деяния являются дополнением к этим столпам. Именно поэтому, Джибриль, мир ему, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии сподвижников: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это» [319].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что Ислам – это пять упомянутых столпов. Но в другом хадисе со слов ибн ‛Умара, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что эти пять столпов являются тем, на чем построен Ислам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам построен на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане» [320].

То есть: эти пять упомянутых вещей не представляют собой весь Ислам, но они являются столпами Ислама и тем, на чем он построен.

1.1 Свидетельство ″Ля иляха илля Ллах″

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством на свидетельство, являются слова Всевышнего: ″Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также засвидетельствовали ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого″ [321].

Смысл свидетельства: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

Выражение "нет божества" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.

Выражение "кроме Аллаха" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища в поклонении так же, как нет у Него сотоварища в царствовании.

Толкованием этих слов, которое разъясняет их значение, являются слова Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем". Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» [322].

А также слова Всевышнего: «Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом". Если же они отвернутся, то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» [323]».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

فدليل الشهادة قوله تعالى: شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِماً بِالْقِسْطِ لا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Доказательством на свидетельство, являются слова Всевышнего: ″Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также засвидетельствовали ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого″ [324]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«Аллах засвидетельствовал…» ― то есть: постановил, сообщил об этом, разъяснил и обязал. Свидетельство Аллаха вращается вокруг этих смыслов: постановление (хукм и къада), объявление (и‛лян), разъяснение (байан) и вменение в обязанность (ильзам).

Следовательно, Аллах постановил, сообщил и обязал рабов тем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него.

В словах «…нет божества, достойного поклонения,…» отрицание всего, чему поклоняются, помимо Аллаха.

В словах «…кроме Него…» утверждение необходимости поклонения Одному Аллаху.

Смысл слов ″ля иляха илля Ллах″ — нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Всевышнего. А поклонение того, кто поклоняется кому-либо, помимо Аллаха, недействительно. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾

«Это - потому, что Аллах есть Истина [Истинный Бог], а то, чему они [многобожники] поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Великий» [325].

Аллах Всевышний засвидетельствовал о Своей единственности (уахдания), а, ведь, Он – самый правдивый из говорящих, а Его свидетельство – самое правдивое среди всех свидетельств, так как это свидетельство Мудрого, Сведущего и Знающего. Он знает обо всякой вещи, а Его свидетельство правдиво!

«…а также засвидетельствовали ангелы…» ― то есть: засвидетельствовали о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Аллах Всевышний сотворил ангелов для того, чтобы они поклонялись Ему. Они – почитаемые рабы Аллаха! Они прославляют Аллаха ночью и днем без устали. Аллах Всевышний сотворил их также и для того, чтобы они исполняли Его повеления в этом бытие. Им поручено выполнение того, что Аллах повелел им. Каждому из ангелов поручено какое-нибудь определенное дело. Их свидетельство является правдивым, ибо они обладают знанием об Аллахе и поклоняются Ему.

«…и обладающие знанием…» ― обладающие знанием свидетельствуют только о том, что соответствует истине, в отличие от невежд, к свидетельству которых нет никакого уважения. Каждый обладатель знания из творений Аллаха свидетельствует об Его единственности (уахдания), свидетельствует о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него. В этом аяте оказание почета обладателям знания, ибо Аллах упомянул их свидетельство наряду со Своим свидетельством и свидетельством ангелов.

Под ″обладающими знанием″ имеются в виду обладатели шариатского знания. Некоторые люди говорят: ″Обладающие знанием – это специалисты-ремесленники и земледельцы″, но это неправильно. Этих людей не называют ″обладателями знания″ без конкретизации, так как их знание ограничено лишь какой-то определенной отраслью. Про них говорят: ″Это – ученый-математик, это – ученый по инженерии, это – ученый по врачеванию″, и так далее.

К тому же большинство из этих ученых по мирским наукам являются атеистами, и их знание только увеличивает их невежество об Аллахе Всевышнем. Их знание только увеличивает их обольщение и их безбожие, как вы можете видеть это в наши дни среди неверующих народов. Они опередили всех остальных в производстве и земледелии, но при этом являются неверующими. Как можно сказать об этих людях, что они именно те обладатели знания, которых Аллах Всевышний упомянул в этом аяте?! Это никак не поддается разуму!

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء ﴾

«Боятся Аллаха (должным образом) среди Его рабов только ученые» [326].

В этом аяте имеются в виду шариатские ученые, которые познали Аллаха должным образом, и поклоняются Ему должным образом, боясь Его при этом.

Что же касается ученых по мирским наукам, то большинство из них не боятся Аллаха Всевышнего. Многие из них не веруют в Аллаха, отрицают Его существование, и заявляют, что у этого мира нет Господа. ″ Поистине, этот мир появился благодаря природе и природа управляет им″, - говорят коммунисты. Они отрицают Всевышнего Господа, хотя у них есть определенное знание в мирских науках. Как же их назвать обладателями знания?! Это – ошибка! Знание приписывается только к тем, кто обладает им. ″Обладающие знанием″ - это почетное прозвище, которое не применяется к атеистам и неверующим.

Ангелы и обладающие знанием свидетельствуют о единственности Аллаха! Поэтому не имеют значения слова атеистов и многобожников, которые не веруют в Аллаха Всевышнего. Не имеют никакого значения ни они сами, ни их слова, ибо они противоречат свидетельству Аллаха, свидетельству ангелов и свидетельству обладателей знания.

«Он поддерживает справедливость…» ― то есть: Аллах поддерживает справедливость во всех вещах.

«Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого» ― в этих словах также и упоминание двух имен Аллаха Всевышнего, которые указывают на два Его атрибута (сыфата): могущество (‛изза) и мудрость (хикма).

ومعناها لا معبود بحق إلا الله (لا إله) نافياً جميع ما يعبد من دون الله (إلا الله) مثبتاً العبادة لله وحده لا شريك له في عبادته كما أنه ليس له شريك في ملكه

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Смысл свидетельства: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

Выражение "нет божества" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.

Выражение "кроме Аллаха" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища в поклонении так же, как нет у Него сотоварища в царствовании».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″ не такой, как говорят приверженцы лжи. Они говорят, что ″ля иляха илля Ллах″ означает ″нет творца, кроме Аллаха″, ″нет подателя удела, кроме Аллаха″. Но это – единобожие Аллаха в господстве (рубубия), и его подтверждали даже многобожники, хотя отказывались произносить свидетельство ″ля иляха илля Ллах″. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ (35) وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُوا آلِهَتِنَا لِشَاعِرٍ مَّجْنُونٍ ﴾

«Когда им [этим многобожникам] говорили: "Ля иляха илля Ллах", - они превозносились и говорили: "Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?"» [327].

Многобожники назвали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одержимым поэтом, так как они призывал их произнести ″ля иляха илля Ллах″ и запрещал им поклоняться идолам. Он говорил им: «Скажите ″ля иляха илля Ллах″», а они отвечали:

﴿ أَجَعَلَ الآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ ﴾

«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!» [328]

Это указывает на то, что смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″ - ″нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″. Если бы ″ля иляха илля Ллах″ означало ″нет творца и подателя удела, кроме Аллаха″, то ведь многобожники подтверждали это и не спорили. Если бы смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″ был таким, то ничего бы не помешало им произнести эти слова. Ведь, когда у них спрашивали: ″Кто сотворил небеса и землю?″, они отвечали: ″Аллах″. Когда у них спрашивали: ″Кто творит? Кто наделяет уделом? Кто оживляет и умерщвляет? Кто распоряжается бытием?″, они отвечали: ″Аллах″ [329]. Многобожники признавали всё это. Если бы это было смыслом свидетельства ″ля иляха илля Ллах″, то они произнесли бы это свидетельство. Однако, смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″ - ″нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″.

Также грубо ошибается тот, кто говорит, что ″ля иляха илля Ллах″ означает ″нет божества, кроме Аллаха″. При таком понимании получится, что все объекты поклонения (все божества) – это и есть Аллах. Аллах превыше этого! Но нужно конкретизировать и сказать: ″Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″.

Выражение "ля иляха" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.

Выражение "илля Ллах" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища.

Следовательно, ″ля иляха илля Ллах″ содержит в себе отрицание и утверждение. В единобожии непременно должно присутствовать отрицание и утверждение. Недостаточно одного утверждения. Недостаточно также одного отрицания. Непременно должны присутствовать и отрицание, и утверждение. Как сказал Аллах Всевышний:

﴿ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ ﴾

«Кто не верует в тагута и верует в Аллаха…» [330].

А также:

﴿ وَاعْبُدُواْ اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا ﴾

«Поклоняйтесь (только) Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» [331].

Если ты скажешь просто: ″Аллах – божество″, этого недостаточно. Аль-Лят тоже божество, и аль-‛Узза тоже божество, и Манат – божество. Всех идолов называют божествами.

Нужно говорить: ″Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″, объединяя отрицание и утверждение.

وتفسيرها الذي يوضحها قوله تعالى: وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاءٌ مِمَّا تَعْبُدُونَ (26) إِلَّا الَّذِي فَطَرَنِي فَإِنَّهُ سَيَهْدِينِ (27) وَجَعَلَهَا كَلِمَةً بَاقِيَةً فِي عَقِبِهِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Толкованием этих слов, которое разъясняет их значение, являются слова Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем". Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» [332]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Лучшим из того, что разъясняет Коран, является сам Коран. Слово ″ля иляха илля Ллах″ разъяснено Аллахом в Коране. Это разъяснение содержится в словах Ибрахима, мир ему и благословение Аллаха.

«…я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь…» ― в этих словах содержится отрицание, иначе говоря: ″Нет божества, достойного поклонения…″.

«…кроме Того, Кто сотворил меня…» ― в этих словах содержится утверждение, иначе говоря: ″…кроме Аллаха″.

То есть, этот аят служит полноценным разъяснением слов ″ля иляха илля Ллах″.

وقوله تعالى: قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَاباً مِنْ دُونِ اللَّهِ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«А также слова Всевышнего: «Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом". Если же они отвернутся, то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» [333]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Этот аят из суры али ‛Имран (№ 3) был ниспослан относительно делегации христиан из Наджрана, которые прибыли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, начали вести с ним спор и задавать ему вопросы. Между ними и пророком, да благословит его Аллах и приветствует, был долгий разговор. Они были христианами из числа арабов. В конце концов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к ″взаимному проклятию″ (мубахаля). Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَقُلْ تَعَالَوْا نَدْعُ أَبْنَاءَنَا وَأَبْنَاءَكُمْ وَنِسَاءنَا وَنِسَاءكُمْ وَأَنفُسَنَا وأَنفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتَهِلْ فَنَجْعَل لَّعْنَةَ اللَّهِ عَلَى الْكَاذِبِينَ ﴾

«Скажи: "Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!"» [334]

Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от них ″взаимное проклятие″ (мубахаля), они испугались, и отказались делать подобное. Они начали платить пророку, да благословит его Аллах и приветствует, налог (джизью) [335], так как знали, что они находятся на лжи, а он является посланником Аллаха.

″Взаимное проклятие″ (мубахаля) заключается в том, что люди молятся, чтобы Аллах проклял лжеца из их числа. А эти христиане знали, что они являются лжецами, и поэтому, если бы они согласились на ″взаимное проклятие″, то на них непременно сошел огонь и сжег бы их. Поэтому они сказали: ″Нет, мы не будем этого делать, однако мы будем платить вам налог (джизью)″. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял от них этот налог.

В аяте, который привел автор, содержится смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″.

«…мы не будем поклоняться никому…» ― это отрицание.

«…кроме Аллаха…» ― это утверждение.

Это и есть справедливое слово, на котором держится небо и земля! Небеса и земля стоят на единобожии (таухиде) и на справедливости. Мы не придаем Аллаху никаких сотоварищей в поклонении! Мы не поклоняемся Иисусу (Мессии), которого вы считаете господом, и поклоняетесь ему наряду с Аллахом. Мы не поклоняемся ни Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ни кому-то другому из пророков, ни праведникам, ни приближенным Аллаха. Поэтому в этом аяте сказано: «…мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей…».

«…и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом…» ― ведь, они взяли ученых и монахов господами наряду с Аллахом. Аллах Всевышний сказал:

﴿ اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُواْ إِلاَّ لِيَعْبُدُواْ إِلَهًا وَاحِدًا ﴾

«Они [иудеи и христиане] признали господами помимо Аллаха своих книжников [учёных] и монахов, а также Мессию, сына Марьям [Марии]. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу» [336].

Как же они признали книжников и монахов господами помимо Аллаха?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что это заключалось в том, что они подчинялись им тогда, когда те разрешали то, что запретил Аллах, и запрещали то, что Он дозволил[337]. В этом и заключалось взятие их господами наряду с Аллахом. Если они дозволяют то, что запретил Аллах, и запрещают то, что Он дозволил, те люди подчиняются им в этом, и, следовательно, признают их господами наряду с Аллахом. Ведь, только Аллах Всевышний может что-то узаконивать для людей, что-то разрешать, а что-то запрещать.

«Если же они отвернутся…» ― то есть: не примут призыв к единобожию (таухиду).

«…то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» ― то есть, пусть они засвидетельствуют, что вы являетесь единобожниками, а они – неверующими. Разъясните им ложность того, на чём они находятся. В этом аяте указание на непричастность к религии многобожников и открытое заявление об этом.

«"Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» ― в этом указание на обязательность открытого заявления о ложности того, на чём находятся многобожники. Нельзя молчать об этом. Необходимо открыто заявлять о несостоятельности многобожия и опровергать самих многобожников.

Одним словом, можно сказать, что свидетельство ″ля иляха илля Ллах″ имеет столпы: отрицание и утверждение. Если тебя попросят назвать столпы (рукны) ″ля иляха илля Ллах″, то скажи: ″Отрицание и утверждение″.

Также у свидетельства ″ля иляха илля Ллах″ есть семь условий (шартов), и это свидетельство не принесет пользы без соблюдения этих условий. Некоторые ученые собрали их в стихотворной форме:

علم يقين وإخلاص وصدقك

مع محبة وانقياد والقبول لها

«Знание, убежденность, искренность и твоя правдивость,

А также любовь, подчинение и принятие″.

Знание (‛ильм) это то, что противоречит невежеству. Если человек произносит ″ля иляха илля Ллах″ своим языком, не зная смысла этого свидетельства, то оно не принесет ему пользы.

Убежденность (йакъин) – свидетельство не принимается вместе с сомнениями. Ведь, некоторые люди знают смысл свидетельства ″ля иляха илля Ллах″, но сомневаются в нём. Непременно должна присутствовать убежденность в свидетельстве ″ля иляха илля Ллах″, убежденность в том, что это истина.

Искренность (ихляс) – это то, что противоречит многобожию (ширку). Некоторые люди произносят свидетельство ″ля иляха илля Ллах″, но не оставляют многобожие. В пример сегодня можно привести тех людей, которые поклоняются могилам. Таким людям не поможет ″ля иляха илля Ллах″, ибо одним из его условий является оставление многобожия (ширка).

Правдивость (сидък) – это то, что противоречит лживости. Ведь, лицемеры произносят ″ля иляха илля Ллах″, но в их сердцах лживость, ибо они не убеждены в смысле этого свидетельства. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِذَا جَاءَكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ (1) اتَّخَذُوا أَيْمَانَهُمْ جُنَّةً ﴾

«Когда лицемеры приходят к тебе (о, посланник), они говорят: "Мы свидетельствуем, что ты (о, Мухаммад) – однозначно, посланник Аллаха". Аллах знает, что ты - Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами. Они сделали свои клятвы щитом (которым защищаются от упрёка и наказания) » [338].

Любовь (махабба) – заключается в том, что ты должен любить это слово и любить приверженцев этого слова. Если же человек не любит это слово или не любит его приверженцев, то ″ля иляха илля Ллах″ не поможет ему.

Подчинение (инкъияд) – это то, что противоречит отворачиванию и оставлению. Суть в том, что ты должен подчиняться тому, на что указывает это свидетельство, а оно указывает на необходимость поклонения только одному Аллаху без придания Ему сотоварищей, и на необходимость выполнения Его приказов. Пока ты признаешь и свидетельствуешь о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, ты обязан подчиняться Его постановлениям и Его религии. Если же ты произнесешь ″ля иляха илля Ллах″, но не подчинишься постановлениям Аллаха и Его шариату, то это свидетельство не принесет тебе пользы.

Принятие (къабуль) – это то, что противоречит отвержению. Ты не должен отвергать ничего из прав ″ля иляха илля Ллах″ и ничего из того, на что указывает это свидетельство. Ты обязан принимать всё то, на что указывает свидетельство ″ля иляха илля Ллах″.

И ученые добавили восьмое условие этого свидетельства:

وزيد ثامنها الكفران منك بما

سوى الإله من الأشياء قد ألها

«А восьмое условие – это твое неверие во всё то,

Что помимо Бога из тех вещей, которые обожествляют».

То есть: непричастность к многобожию (ширку). Человек не будет единобожником до тех пор, пока не проявит свою непричастность к многобожию (ширку). Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاء مِّمَّا تَعْبُدُونَ ﴾

«Вот (однажды) Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь"» [339].

Это – восемь условий свидетельства ″ля иляха илля Ллах″.


1.2 Свидетельство ″Мухаммад – посланиик Аллаха″

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством на свидетельство "Мухаммад - посланник Аллаха" являются слова Всевышнего: ″К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим″ [340].

Смысл свидетельства "Мухаммад - посланник Аллаха" заключается в подчинении его приказам, в вере в то, что он сообщил, в отстранении от всего, что он запретил и от чего удерживал, и в поклонении Аллаху только так, как он установил».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

ودليل شهادة أن محمد رسول الله قوله تعالى: لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَحِيمٌ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Доказательством на свидетельство "Мухаммад - посланник Аллаха" являются слова Всевышнего: ″К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим″ [341]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Первый столп из столпов Ислама состоит из двух вещей:

1 – Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха;

2 – Свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха.

Эти два свидетельства – один из столпов Ислама. Первая часть свидетельства указывает на необходимость искреннего посвящения поклонения только Аллаху, а вторая часть – на необходимость следования за посланником, да благословит его Аллах и приветствует.

Доказательством на свидетельство "Мухаммад - посланник Аллаха" являются слова Всевышнего:

﴿ لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾

«К вам (о, верующие) явился Посланник [пророк Мухаммад] из вас самих [из вашего народа]. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» [342].

Доказательств на это свидетельство много: аяты Корана, хадисы из сунны. Также и прекрасные чудесные явления указывают на посланничество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Так вот, доводом из Корана является данный аят, где Аллах Всевышний говорит:

﴿ لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾

«К вам (о, верующие) явился Посланник [пророк Мухаммад] из вас самих [из вашего народа]. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» [343].

Это – свидетельство от Аллаха о том, что Мухаммад является посланником, и разъяснение его качеств.

«К вам явился…» ― то есть: о люди, к вам явился посланник. Это – обращение ко всем людям, ибо его посланничество охватывает всех людей и джиннов.

«…посланник…» ― это тот, кому был внушен шариат, и было приказано его доносить. Он назван посланником, ибо он послан от Аллаха Всевышнего.

«…из вас самих…» ― то есть: из вашего человеческого рода. Он не является одним из ангелов. Таков закон Аллаха Всевышнего! Он посылает к людям посланников из самих людей, чтобы посланники могли разъяснить им религию и разговаривать с ними.

Если бы Аллах отправил ангела, люди не смогли бы вести с ним беседу, так как ангел не из их числа. Также люди неспособны увидеть ангелов, так как ангелы не из их числа. Аллах Всевышний, по Своей милости, послал к людям посланника из них самих. Он послал к ним посланника из числа арабов, который относился к лучшему из арабских родов – бану Хашим. Бану Хашим – самый почетный из родов курайшитов, а курайшиты – самое почетное племя среди арабов. Следовательно, этот посланник избран из избранных! Люди знают этого посланника, знают его родословную, знают его племя, знают его город. Если бы они его не знали, то как бы поверили ему?! Если бы он говорил не на их языке, то как бы они поняли его слова?!

«Тяжко для него то, что вы страдаете [344] …» ― посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, тяжело переносить то, что тяжело для его общины. Он не желает для своей общины затруднения. Он желает для них только облегчения.

Именно поэтому, его шариат пришел легким и великодушным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я был послан с легкой религией единобожия» [345].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ ﴾

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» [346].

А также:

﴿ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ ﴾

«Аллах не хочет создавать для вас трудности» [347].

Поэтому, его шариат – легкий, учитывающий возможности людей. На людей возложено только то, что они в силах вынести.

Именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил облегчать людям. Если он выбирал из двух вещей, в которых не было греха, то непременно выбирал самое легкое из этих двух. Он оставлял некоторые деяния, которые были ему любимы, проявляя жалость к своей общине. Таково его качество: ему тяжело переносить то, что доставляет трудности членам его общины. Он испытывает радость, когда они радуются. Без сомнения, тот, кто имеет такие качества, может прийти только с добром и милосердием.

«Он старается для вас…» ― то есть: старается наставить вас на прямой путь и вывести вас из мраков к свету. Поэтому, он перенес различные трудности во время призыва людей, желая наставить их на прямой путь и вывести из мраков к свету. Аллах Всевышний даже сказал:

﴿ لَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ أَلاَّ يَكُونُو&#


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow