УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЛЕКЦИЯ 4
2 октября 2015 года
Теоретические основы менеджмента
Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать следующим требованиям:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Типы организаций:
· Формальные
Обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование регулируется нормативными актами, соглашениями и положениями, регламентирующие права и ответственность
· Неформальные
Спонтанно возникающая группы людей, достаточно регулярно вступающая во взаимодействие друг с другом
· Сложные
Общие характеристики организации:
· Ресурс
К основным ресурсам, используемым организацией, капитал, люди, сырьё и материалы, технологии, информация.
· Зависимость от внешней среды
Термин внешняя среда включает экономические условия: потребители, профсоюзы, законодательные акты, конкурентов, общественную систему ценностей, технику, технологии и другие составляющие.
· Горизонтальное разделение труда
· Наличие внутренних подразделений
Цель создания подразделения – это выполнение конкретных заданий, подразделение представляет собой копию организации. За счёт создания подразделений большие и сложные организации можно представить в виде совокупности специальных частей.
· Вертикальное разделение труда
Вертикальное разделение труда осуществляется для координации работы группы и представляет собой сущность управления.
· Потребность в управлении
С правовой точки зрения, формальная организация – это юридическое лицо, которое:
· Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведение, в оперативном управлении
· Отвечает имуществом по своим обязательствам
· Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права
· Может быть истцом и ответчиком в суде
· Имеет самостоятельные баланс или сметы
Признаки классификации организаций:
1. Организационно-правовая форма (хозяйствующие субъекты, юридические лица – коммерческие организации: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, ПАО и не ПАО, унитарные предприятия и прочие; юридические лица – некоммерческие организации: общественные объединения, потребительские кооперативы, фонды, учреждения, госкорпорации, автономные некоммерческие организации и т.д.; хозяйствующие субъекты без образования юридического лица: ПИФ, простые товарищества, представительства и филиалы, ИП)
2. Форма собственности (частная, государственная, муниципальная, общественная)
3. По целевому назначение (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг)
4. Широта производственного профиля (специализированные и диверсифицированные)
5. Степень сочетания науки и производства (научные, производственные, научно-производственные)
6. Стадийность производства (одностадийные и многостадийные)
7. Расположение предприятия (на одно территории, в одном регионе, в разных регионах)
8. Принадлежность капитала (национальные (капитал принадлежит предпринимателям страны пребывания), иностранные (капитал принадлежит иностранному предпринимателю, либо контролируется иностранными предпринимателями; образуются либо путём создания акционерного общества, либо путём скупки контрольного пакета акций местной компании); смешанные (капитал может принадлежать предпринимателям двух или нескольких стран); многонациональные (образуются путём слияния активов компаний из нескольких страны и выпуска акций вновь созданной компании))
В общем виде управление представляет собой определённый тип взаимодействия двух объектов, один из которых является субъектом управления, который направляет импульсу воздействия (команды управления) объекту управления. Импульсы воздействия содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления. В качестве субъекта может выступать руководитель компании и т.д. Объект управления получает импульсы взаимодействия и поступает в соответствии с ними.
Объекты управления:
· Отдельная личность или группа людей
· Ресурсы
· Процессы
· Результат
· Другие виды человеческой деятельности
Для взаимодействия необходимо, чтобы между ними существовали отношения. Для управления характерны два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников; отношения найма, то есть отношения, возникающие между собственниками и исполнителями. Управление является реальным, если имеется с одной стороны потребность и возможность субъекта управлять, с другой стороны если имеется возможность и потребность объекта выполнять управленческие команды.
Основные требования
Непременным элементом любой системы управления является связь- это важный для целей управления канал обмена между объектом и субъектом, веществом, энергией, информацией, воздействием.
Виды связей:
· Прямые (от субъекта к объекту)
· Обратные (от объекта к субъекту)
Существование обратной связи отмечает, что результатом функционирования объекта управления определённым образом реагирует на поступающие на него воздействия от субъекта управления
· Вертикальные
· Горизонтальные
Позволяют реализовать неформальные отношения, передачу знаний и навыков, обеспечивают координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных целей
Принципы менеджмента – это руководящие правила, регламентирующие разработку основ управления в любой организации. Принципы менеджмента формируют требования ко всей подсистеме управления организацией: функцией, методом и организационное структурой управления.
Функции менеджмента раскрывают содержание управленческой деятельности.
· Планирование, организация, мотивация, контроль, координация
· Стратегическое управление, тактическое управление, оперативное управление
· Целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, принятие управленческих решений
· Управление продуктом, управление персоналом, управление информацией, управление инновацией и т.д.
· Управление подготовкой производства, управление процессом производства, управление обеспечением производства, управление сбытом продукции
· Управление эконмическими процессами, управления социально-псих процессами, управление организационными процессами, управление технологическими процессами
· Планирование, организация …
· Управление персоналом, управление маркетингом, управление финансами, документальное обеспечение управлением, учёт, организационное обеспечение
· Принятие управленческих решений, коммуникация
· Специфические функции
Методы управления – способы воздействия управляющей подсистемы, то есть субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели. Различают методы управления и методы процесса управления.
Общие методы управления:
· Организационно-административные
· Экономические (совокупность способов воздействия на экономические интересы объектов управления, которые основаны на сознательном использовании требований экономических законов)
· Социально-психологические (совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах).
Структура замкнутого цикла управления:
Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности предприятия в целом. В современных организациях функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Основные принципы планирования: