Теоретические основы менеджмента

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ЛЕКЦИЯ 4

2 октября 2015 года

Теоретические основы менеджмента

Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать следующим требованиям:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Типы организаций:

· Формальные

Обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование регулируется нормативными актами, соглашениями и положениями, регламентирующие права и ответственность

· Неформальные

Спонтанно возникающая группы людей, достаточно регулярно вступающая во взаимодействие друг с другом

· Сложные

Общие характеристики организации:

· Ресурс

К основным ресурсам, используемым организацией, капитал, люди, сырьё и материалы, технологии, информация.

· Зависимость от внешней среды

Термин внешняя среда включает экономические условия: потребители, профсоюзы, законодательные акты, конкурентов, общественную систему ценностей, технику, технологии и другие составляющие.

· Горизонтальное разделение труда

· Наличие внутренних подразделений

Цель создания подразделения – это выполнение конкретных заданий, подразделение представляет собой копию организации. За счёт создания подразделений большие и сложные организации можно представить в виде совокупности специальных частей.

· Вертикальное разделение труда

Вертикальное разделение труда осуществляется для координации работы группы и представляет собой сущность управления.

· Потребность в управлении

С правовой точки зрения, формальная организация – это юридическое лицо, которое:

· Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведение, в оперативном управлении

· Отвечает имуществом по своим обязательствам

· Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права

· Может быть истцом и ответчиком в суде

· Имеет самостоятельные баланс или сметы

Признаки классификации организаций:

1. Организационно-правовая форма (хозяйствующие субъекты, юридические лица – коммерческие организации: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, ПАО и не ПАО, унитарные предприятия и прочие; юридические лица – некоммерческие организации: общественные объединения, потребительские кооперативы, фонды, учреждения, госкорпорации, автономные некоммерческие организации и т.д.; хозяйствующие субъекты без образования юридического лица: ПИФ, простые товарищества, представительства и филиалы, ИП)

2. Форма собственности (частная, государственная, муниципальная, общественная)

3. По целевому назначение (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг)

4. Широта производственного профиля (специализированные и диверсифицированные)

5. Степень сочетания науки и производства (научные, производственные, научно-производственные)

6. Стадийность производства (одностадийные и многостадийные)

7. Расположение предприятия (на одно территории, в одном регионе, в разных регионах)

8. Принадлежность капитала (национальные (капитал принадлежит предпринимателям страны пребывания), иностранные (капитал принадлежит иностранному предпринимателю, либо контролируется иностранными предпринимателями; образуются либо путём создания акционерного общества, либо путём скупки контрольного пакета акций местной компании); смешанные (капитал может принадлежать предпринимателям двух или нескольких стран); многонациональные (образуются путём слияния активов компаний из нескольких страны и выпуска акций вновь созданной компании))

В общем виде управление представляет собой определённый тип взаимодействия двух объектов, один из которых является субъектом управления, который направляет импульсу воздействия (команды управления) объекту управления. Импульсы воздействия содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления. В качестве субъекта может выступать руководитель компании и т.д. Объект управления получает импульсы взаимодействия и поступает в соответствии с ними.

Объекты управления:

· Отдельная личность или группа людей

· Ресурсы

· Процессы

· Результат

· Другие виды человеческой деятельности

Для взаимодействия необходимо, чтобы между ними существовали отношения. Для управления характерны два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников; отношения найма, то есть отношения, возникающие между собственниками и исполнителями. Управление является реальным, если имеется с одной стороны потребность и возможность субъекта управлять, с другой стороны если имеется возможность и потребность объекта выполнять управленческие команды.

Основные требования

Непременным элементом любой системы управления является связь- это важный для целей управления канал обмена между объектом и субъектом, веществом, энергией, информацией, воздействием.

Виды связей:

· Прямые (от субъекта к объекту)

· Обратные (от объекта к субъекту)

Существование обратной связи отмечает, что результатом функционирования объекта управления определённым образом реагирует на поступающие на него воздействия от субъекта управления

· Вертикальные

· Горизонтальные

Позволяют реализовать неформальные отношения, передачу знаний и навыков, обеспечивают координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных целей

Принципы менеджмента – это руководящие правила, регламентирующие разработку основ управления в любой организации. Принципы менеджмента формируют требования ко всей подсистеме управления организацией: функцией, методом и организационное структурой управления.

Функции менеджмента раскрывают содержание управленческой деятельности.

· Планирование, организация, мотивация, контроль, координация

· Стратегическое управление, тактическое управление, оперативное управление

· Целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, принятие управленческих решений

· Управление продуктом, управление персоналом, управление информацией, управление инновацией и т.д.

· Управление подготовкой производства, управление процессом производства, управление обеспечением производства, управление сбытом продукции

· Управление эконмическими процессами, управления социально-псих процессами, управление организационными процессами, управление технологическими процессами

· Планирование, организация …

· Управление персоналом, управление маркетингом, управление финансами, документальное обеспечение управлением, учёт, организационное обеспечение

· Принятие управленческих решений, коммуникация

· Специфические функции

Методы управления – способы воздействия управляющей подсистемы, то есть субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели. Различают методы управления и методы процесса управления.

Общие методы управления:

· Организационно-административные

· Экономические (совокупность способов воздействия на экономические интересы объектов управления, которые основаны на сознательном использовании требований экономических законов)

· Социально-психологические (совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах).

Структура замкнутого цикла управления:

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности предприятия в целом. В современных организациях функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Основные принципы планирования:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: