Что нужно человеку для того, чтобы успешно справляться с задачами управления? Ответ кажется очевидным: знания и опыт. Хотя руководитель и организатор [1] - понятия разные, наличие у организатора качеств руководителя.весьма часто недооценивается в современном управлении. Несомненно, существует много видов деятельности организатора, которые зависят от его характера, решительности, энергии, чутья. Но задачи управления бесспорно требуют от организатора обширных знаний и умения мыслить.
Прежде всего, организатор должен уметь формулировать стратегию. Он всегда работает ограниченный рамками стратегии, составленной им самим, продиктованной ему дирекцией или правительством. Однако факт остается фактом - выполняя свою работу, организатор всегда должен сам разрабатывать стратегию на некотором определенном уровне.
Во-вторых, организатор должен принимать решения, учитывая ограничения, которые налагает стратегия. Обычно думают, что момент принятия решения содержит в себе нечто драматическое. Это объясняется тем, что решения, о которых слышишь в новостях, всегда связаны с драматическими событиями. В повседневной жизни, однако, в процессе трудового дня организатор сталкивается с необходимостью принятия множества мелких решений, кажущихся скучными и прозаичными, которые, тем не менее, в сумме приводят к успеху или провалу того дела, за которое он несет ответственность.
В-третьих, организатор, который формулирует стратегию и использует ее для принятия соответствующих решений, ничего не достигает, не имея в своем распоряжении аппарата для осуществления принятых решений. Этот аппарат может существовать и независима от него; когда он приступает к работе, он получает в свое распоряжение штат сотрудников, службы и пр. Но от организатора зависит, как распорядиться этим аппаратом. Он может получить цифры и не знать как их использовать. Он может настолько восстановить против себя подчиненных, что они никогда не будут оказывать ему полной поддержки. Короче говоря, он должен нести персональную ответственность за тот способ управления, который он выбрал.
Выработка стратегии, принятие решения и управление - вот те три функции администрации, выполнять которые должен каждый руководитель. Вы можете прекрасно справляться с любыми двумя из них и все же «завалить» работу из-за отсутствия способностей к третьей. И что бы там ни говорили о «твердости характера» или «умении руководить», этими качествами нельзя заменить комплексный трехсторонний подход, преимущества которого особенно явны при длительной работе.






