Пример. Лекция 4. Технологическая схема формирования туров и планирование потребностей в ресурсах

Имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капиталовложений. Величина планируемого дохо­да (тыс. руб.) в каждом случае неопределенна и приведена в виде рас­пределения вероятностей:

Проект А     Проект В
Доход Вероятность   Доход Вероятность
3 000 0,10   2 000 0,10
3 500 0,20   3 000 0,15
4 000 0,40   4 000 0,30
4 500 0,20   5 000 0,35
5 000 0,10   8 000 0,Ю

Математические ожидания дохода для рассматриваемых проектов будут соответственно равны:

Таким образом, проект В более предпочтителен. Следует отметить, что этот проект является и относительно более рисковым, поскольку имеет большую вариацию дохода по сравнению с проектом А. В данном случае основным критерием отбора варианта была максимизация математического ожидания прибыли.


Раздел 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЕСУРСАХ

Лекция 4. Технологическая схема формирования туров и планирование потребностей в ресурсах

Основным объектом купли-продажи туристского рынка является туристский продукт. Это специфический вид продукта, включающий в себя специально разработанный маршрут (тур) с утвержденной программой обслуживания, дополнительно предоставляемые услуги, а также товары, сопутствующие туристскому обслуживанию.

Продукт туристский - совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших во время его путешествия.

При создании туристского продукта используются услуги различных партнерских организаций: гостиниц (для размещения тури­стов), ресторанов, кафе (для питания) и т. д. Туроператор (турорганизатор) в данном случае выполняет роль посредника между потребите­лем (туристом) и производителями данных услуг, формирующего комплекс необходимых туристу услуг для путешествия или отдыха.

Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, называются поставщиками услуг, с которыми туристская фирма оформляет свои от­ношения в договорном порядке. В договоре указываются виды услуг, сроки и периодичность их предоставления и другие условия. Напри­мер, при размещении групп туристов в гостинице заключается договор, в котором наряду с обязательными для этого документа статьями указываются количество номеров, их разрядность, вместимость, сроки заезда групп туристов (график заезда) и т. д.

Услуги могут быть самыми разнообразными: размещение, питание, экскурсии, транспортные услуги, походы, медицинские услуги и т. д. Однако на любых турах обязательно предоставляются размещение, питание, транспорт, экскурсии. При формировании туристского продукта такие услуги принято называть базовыми. Услуги, включенные в пакет тура при его продаже, называются основными. Они также могут быть разнообразными и зависят от цели путешествия, вида и уровня обслуживания. Основные услуги часто совпадают с базовыми (рис. 2.1).

Гостиница   Фирма-туроператор   Бизнес развлечений  
       
Ресторан   Спортивные предприятия  
     
   
Экскурсионное бюро Сувенирная торговля  
   
   
     
Транспортная фирма Музеи и др.  
     
             
  Потребитель (турагенство, турист, корпоративный потребитель)    
             

Рис. 2.1. Блок-схема формирования и реализации туристского продукта

Во время потребления тура туристы часто заказывают и оплачивают дополнительные услуги (экскурсии, поездки в тематические пар­ки, дополнительное питание и пр.). Такие услуги принято называть дополнительными, так как по отношению к цене пакета тура они оп­лачиваются дополнительно.

Любой продукт, в том числе туристский, имеет свои потребительские свойства. Это те свойства, которые делают его отличимым от других продуктов и позволяют определять его качество. Они также являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.

К потребительским свойствам туристского продукта относятся:

· целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребности клиента;

· эффективность - наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;

· надежность - качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;

· ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны туристу и обслуживающему персоналу;

· гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

· гостеприимство - профессиональное умение дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются: достоинство, уважение, любезность персонала, радушное отношение к гостям и туристам.

Расчет группового показателя турпродукта по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат кли­ента на приобретение и потребление турпродукта. Полные затраты потребителя определяются по формуле

где 3 - полные затраты потребителя на приобретение и потребление турпродукта;

Зе - единовременные затраты на приобретение турпродукта;

С, - средние суммарные затраты на потребление продукции, от­носящиеся к i-й услуге;

Т - общее количество услуг тура.


Лекция 5. Технология планирования потребностей в ресурсах

Задача планирования потребности в материальных ресурсах ре­шается с помощью моделей, приведенных в табл. 2.1 (п - переменная). Указанные формулы могут быть использованы и с другими аргумен­тами: объем производства, доход и пр. Кроме того, в некоторых слу­чаях целесообразно применять метод весов, то есть каждому значению потребности в прошлом придавать определенный вес, который учиты­вается при расчете будущей потребности.

Принцип ограничения нормы управляемости состоит в том, что од­ному руководителю целесообразно подчинять лишь определенное число сотрудников, которыми он может успешно управлять. В противном слу­чае возрастает число перекрестных связей между подчиненными, что по­рождает либо поверхностное рассмотрение руководителем отдельных во­просов, либо вообще бесконтрольность выполнения некоторых функций.

Специалистами по управлению широко применяется формула В. А. Грэйкюнаса, математически определяющая обоснованные нормы управляемости. Из формулы следует, что руководителю, имеющему Н подчиненных, приходится осуществлять и контролировать:

а) Н прямых одиночных отношений;

б) Н(Н - 1) перекрестных или косвенных отношений;

в) Н((Н- I)2 - 1) групповых отношений (между начальником и группой подчиненных в различных сочетаниях).

Сумма этих трех величин, равная Н((Н - 1)2 + Н - 1), или Н2 - 1), сопоставлялась с физическими возможностями руководителя, по­зволяющими эффективно контролировать определенное число де­ловых связей, то есть определялось рекомендуемое количество под-. чиненных одному руководителю (табл. 2.3). Рациональная норма управляемости – 5-6 человек.

Таблица 2.3

Зависимость количества деловых связей от числа подчиненных

Число подчиненных Общее количество деловых связей
   
   
   
   
   
   
   
   

Разделение управленческого труда основывается на понятии линейных и функциональных связей. Линейные связи выражают прямое непосредственное обязательное подчинение одних элементов структуры другим. Функциональные связи - это связи, по которым реализу­ются отдельные (специализированные) функции управления.

Различные варианты организаций линейных и функциональных свя­зей образуют различные варианты структур управления: линейная, функ­циональная, линейно-функциональная, матричная (рис. 2.4-2.7).

Рис. 2.4. Линейная структура управления:

Р - руководитель; И – исполнитель

Рис. 2.5. Функциональная структура управления:

ФР - функциональный руководитель (например,

финансовый директор, директор по маркетингу и т. д.)

Рис. 2.6. Линейно-функциональная структура управления:
- функциональное руководство; линейное руководство

        Руководитель        
                         
                             
    Руководитель разработки 1   ЗР   ЗР   ЗР   ЗР
   
            НИР   ОКР   Испы-татель-ное   Обеспе-чиваю-щее
    Руководитель разработки 2  
     
                   
    Руководитель разработки 3          
             
                Подразделения  
                           
                                                 

Рис. 2.7. Матричная структура управления: ЗР - заместитель руководителя

Разработанная и принятая на фирме организационная структура управления не должна являться застывшей формой. В соответствии с изменениями условий функционирования объекта должны происходить и изменения его организационной структуры управления (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Особенности типов структур управления

Особенности выполняемых работ Тип Положительные характеристики структур Недостатки структур управления
Оперативное принятие решений. Узкий сектор управленческого воздействия Линейная Простая. Единство власти и ответственности. Высокая гибкость управления. Применяется в организациях с однородной продукцией и несложной технологией Широкий диапазон выполняемых функций. Коммуникации переполнены информацией. Исключает концентрацию однородных работ в масштабах фирмы
Многообразие воздействия. Высокая проработка отдельных задач при устойчивой стратегической обстановке Функциональная Сложная. Высокая специализация по отдельным функциям. Группирование власти, распорядительства, ответственности по отдельным функциям управления. Достижение текущего эффекта Узкая специализация в работе, правах, ответственности. Негибкость стратегии. Слабая динамичность структуры. Слабая ответственность за комплексное решение. Решение оперативных задач доминирует в ущерб стратегическим
Оперативное принятие решений по отработанным функциям при высоком типе производства и высокой стабильности Линейно-функциональная Сочетание линейной и функциональной структуры. Большая звенность структуры. Высокая нормативная проработка управленческих решений Различие целей и структурных единиц. Слабая увязка и ответственность за решение комплекса задач и достижение цели фирмы. Сложность в оперативном управлении по функциям. Высокий уровень принятия решений. Плохая восприимчивость нового
Решение важного, сложного процесса, проекта сотносительно коротким жизненным циклом Матричная Высокая гибкость управления по решению конкретной задачи. Высокий уровень решений, временная структура подчинения одновременно нескольким подсистемам имеющим свою цель Временный характер структуры управления. Наличие риска при решении задач. Слабое резервирование функций. Отказ от принципов безусловного единоначалия

Состав основных промышленных функций туристского предприятия

Формирование туристского продукта (разработка тура) - организация комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, предназначен­ные для реализации туристу.

Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направлен­ных на реализацию туристского продукта (реклама - участие в спе­циализированных выставках, ярмарках, организация туристских ин­формационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соот­ветствовать законодательству Украины, в том числе за­конодательству в области защиты прав потребителей.

1. Зависимость от политических и социальных условий.

2. Специализация (факторность) зон туризма: «солнце - море», «отдых - лечение», «спорт» и т. д.

3. Сезонность.

4. «Эластичность» спроса.

5. Географическая привязанность туристских услуг.

6. Эклектичность, комплексность и их многостадийность.

7. Субъективизм оценки качества потребителями.

Климат, материальная база, инфраструктура, туристские досто­примечательности - все это влияет на содержание и состав туристско­го продукта. Эти специфические особенности туристского продукта взаимосвязаны с его продвижением на рынке услуг и реализацией.

Оценив собственные возможности, турфирме еще раз следует проанализировать спрос, проецируя его на варианты возможностей, -провести его спецификацию. Затем можно приступить к прокладке маршрутов, разработке графика обслуживания. Далее в соответствии с, графиком обслуживания составляются пакет туров и набор дополни­тельных услуг. Одновременно проводится договорная кампания с по­ставщиками услуг.

В туристской деятельности постоянно приходится решать задачи поиска мест посещения туристов и маршрутов экскурсионных поез­док. При этом в движении постоянно пребывают люди, деньги, това­ры, документы, информация. После определения возможных мест, ко­торые необходимо посетить, возникает задача выбора оптимального маршрута их посещения, необходимость решения задачи теории гра­фов, пример построения которой представлен на рис. 3.2.

Вариант решения задачи представляет собой кольцевой маршрут, где каждый город или место экскурсии посещается туристами только один раз. Задачи, касающиеся эйлеровых и гамильтоновых цепей и циклов, часто встречаются на практике. Например, в ситуациях, когда стоимость и качество выполнения комплекса коммерческих меро­приятий существенно зависит от последовательности, в которой они выполняются. Непосредственно эти задачи относятся к технологиче­ским задачам индустрии гостеприимства и туризма и решаются тур­фирмами при разработке маршрутов в процессе формирования ком­плекса туристических услуг (туров).

Рис. 3.2. Пример графа задачи гамильтонова цикла

Технология решения подобных экономических задач с применением математических методов (в частности, с использованием метода ветвей и границ) приводится в учебниках и практикумах по логистике, по прикладным методам в экономике и т. д.

Технологический план формирования тура

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста (рис. 3.3, 3.4).

Схема формирования тура Т Наименование услуг Наличие Потребность Необходимое время для подтверждения партнерами выполнения заказа на обслуживание тура
t, дней Процедура
  П1   ОС1   Т   ОС1   ОС2   ОСЗ   П1   ПЗ                               Продажа   Заказ   Заказ   Заказ   Заказ   Заказ
    1ед   2ед  
     
    ОС2   Т  
      1ед   1ед  
             
  ПЗ   ОСЗ      
  Зед   Зед  
 

Рис. 3.3. Исходные данные примерной программы тура:

ОС1 - гостиница/ресторан; ОС2 -транспорт; ОСЗ - места экскурсий; П1 - сопровождение группы (турлидер); ПЗ - гиды-переводчики

Рис. 3.4. Алгоритм RP (планирование ресурсов турпродукта)

Готовые пакеты туров обсчитываются и определяются их розничные и оптовые цены, составляются прейскуранты цен на отдель­ные виды услуг.

Рекламируются туры, как правило, в средствах массовой инфор­мации. После их реализации наступает основной этап всей деятельно­сти в туризме - этап реализации функции обслуживания туристов на маршрутах туров.


Лекция 6. Технология ценообразования и особенности состава затрат туристского продукта

Полная стоимость тура рассчитывается на основе базовой цены, к которой прибавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, и вычитаются возможные скидки. Как правило, базовая цена включает: авиаперелет экономическим классом (туда и обратно), питание на бор­ту и провоз багажа, аэропортовые сборы, трансфер, проживание в оте­ле, питание, страховку. В некоторых случаях в базовую цену входят стоимость экскурсий и визовая поддержка. Базовая цена тура может быть указана в каталоге турфирмы или в ее специальных конфиденци­альных тарифах. Обычно базовая цена приводится в каталоге фирмы в таблице для каждого отеля в зависимости от даты начала тура (заезда), продолжительности пребывания (количества дней/ночей), типа номера и набора питания в расчете на одного человека.

Скидки с базовой цены предоставляются детям в зависимости от возраста и условий проживания. Так, например, концерн «Академсервис» предоставляет ребенку до 2 лет бесплатный тур; от 2 до 12 лет - от 50 до 70% базовой цены (в зависимости от выбранного отеля и ус­ловий проживания). В фирме «Натали-тур» скидка на одного ребенка колеблется примерно от 10 до 77% базовой цены.

Доплата к базовой цене производится за дополнительные услуги, предоставленные по выбору, в том числе за тип питания, более удоб­ное размещение (одноместное, студио, люкс), а также за вид из номера на море. При этом базовая цена, как правило, предполагает размеще­ние в номере с видом на город или горы. Указанные доплаты берутся отдельно с каждого туриста.

От цен зависит размер спроса, поэтому необходимо установить такой их уровень, который обеспечил бы постоянно высокий уровень спроса и рентабельности производства. С помощью цен можно смяг­чить отрицательное воздействие сезонности в туризме, привлечь кли­ентов в несезонные периоды, растянув тем самым период доходности предприятия.

При продаже туров и услуг следует предусматривать сезонные скидки и надбавки к цене, льготы на детские путевки и т. д. Необхо­дима сезонная дифференциация цен на туристские продукты и услуги. При этом издержки производства в несезонные периоды покрываются туристскими предприятиями в высокие сезоны, что также отражается в уровне и дифференциации цен.

Для решения проблемы рентабельности коммерческой деятель­ности одновременно с дифференциацией цен применяются и другие методы. Одним из них является развитие несезонных форм отдыха и обслуживания. Это может быть организация хобби-туров в курортных гостиницах в осенний и весенний периоды; использование материаль­ной базы под проведение съездов, конгрессов, симпозиумов; органи­зация маршрутных познавательных туров по курортным местам с осмотром достопримечательностей. Все это позволяет загружать мате­риальную базу в несезон, активизировать деятельность агентско-операторских компаний и сглаживать проблемы рентабельности в разные сезоны.

Можно использовать и метод обеспечения полноценного отдыха в несезонные периоды. На курорте в осенний, зимний, весенний пе­риоды нельзя купаться в море, но в гостинице имеются бассейны с по­догреваемой морской водой. Прохладный ветер не дает полноценной возможности принимать солнечные ванны, но существуют застеклен­ные веранды, искусственные солярии, зимние сады. Все остальные ус­луги неизменны, не зависят от сезона и всегда в распоряжении тури­стов. В сочетании с сезонными скидками можно обеспечить достаточ­но высокий уровень спроса на такой продукт.

Формирование ценовой политики турфирмами

При формировании ценовой политики турфирмам необходимо учитывать специфику туристской деятельности.

1. Туристские фирмы не могут самостоятельно формировать уровень цен на весь комплекс туристских услуг. Цены формируют их производители, обеспечивающие турпродукт услугами, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Производственная составляющая в цене турпродукта многократно превосходит его торговую, наценочную или комиссионную составляющую. Поэтому турфирмы вынуждены ориентироваться на ценовую политику обеспечивающих организаций.

2. Ценовая политика туроператоров носит комплексный характер, учитывая совокупность предлагаемых услуг, в отличие от производителей, которые формируют свою ценовую политику по конкретным разновидностям услуг.

3. На ценовую политику турфирм, кроме непосредственно предлагаемого тура, накладывает существенный отпечаток и уровень обслуживания. Уровень цен неотделим от уровня обслуживания и имиджа фирмы.

4. Предметом ценовой политики турфирмы выступает не комплексная договорная цена тура в целом, а лишь один элемент - торговая надбавка, которая и превращает его в туристский продукт.

Именно этот элемент цены турпродукта характеризует цену ус­луг, предлагаемых покупателю при его реализации. И только с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйственной дея­тельности, уровня цены производителя и других факторов туристское предприятие формирует его самостоятельно. Эта специфика туропера­торской деятельности определяет особенности формирования ценовой политики.

Под формированием ценовой политики турфирмы понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемый турпродукт и разработка мероприятий по их корректировке в зависимости от изменения условий хозяйствования и ситуации на потребительском рынке.

Выбор модели расчета уровня торговой надбавки

Модель расчета уровня торговой надбавки определяется кон­кретным целевым ориентиром, избранным для осуществления цено­вой политики по данной группе услуг:

а) при ориентире ценовой политики на покупателя базовым эле­ментом расчета уровня торговой надбавки принимается уровень цены услуги, приемлемый для соответствующих категорий покупателей. В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к закупочной цене услуги имеет вид:

где Ут „1-уровень торговой надбавки к цене закупки услуги (первая модель расчета), %;

Цр - уровень цены реализации, приемлемый для конкретной категории покупателей;

Ц3 - цена закупки единицы услуги тура у поставщика;

б) при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу услуг реализуемого тура. В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене закупки услуги имеет вид:

где Ут н2-уровень торговой надбавки к цене закупки услуги (вторая модель расчета), %;

ИО - средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на еди­ницу реализуемой услуги;

П - расчетная сумма прибыли, приходящаяся на единицу реали­зуемой услуги (ее расчет осуществляется по отдельно приведенной формуле);

Сн д - ставка налога на добавленную стоимость (и других нало­гов, уплачиваемых за счет доходов турфирмы), %;

Уп - уровень прибыли к издержкам обращения (обычно он уста­навливается единым по услугам с данной ориентировкой ценовой политики), %;

Ц3 - цена закупки единицы услуги у поставщика.

в)при ориентире ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается целевой уровень рентабельности издержек обращения (определяемый отношением целевой суммы прибыли к плановой сумме издержек обращения турфирмы, в процентах). В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

где Ут н3-уровень торговой надбавки к цене закупки услуги (третья модель расчета), %;

ЦП - расчетная сумма целевой прибыли, приходящаяся на еди­ницу реализуемой услуги;

ИО - средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на еди­ницу реализуемой услуги;

Сн д - ставка налога на добавленную стоимость (и других нало­гов, уплачиваемых за счет доходов турфирмы), %;

УРЦ - средний целевой уровень рентабельности издержек обра­щения, %;

Ц3 - цена закупки единицы услуги у поставщика.

Стоимость туристической путевки включает следующие ста­тьи: стоимость проезда; стоимость питания; стоимость проживания; стоимость трансферта; стоимость экскурсионной программы; стои­мость оформления визы; стоимость страхового полиса. Цена же тури­стической путевки больше себестоимости на величину затрат и при­были туристической фирмы.

Расходы, представленные в этих статьях, делятся на постоянные и переменные. К категории постоянных расходов относятся: стои­мость проезда; стоимость трансферта; стоимость страхового полиса, оформление всех необходимых документов.

Как правило, постоянные расходы не зависят от продолжитель­ности тура и качества обслуживания.

Доля гостиничного обслуживании и питания в общей стоимости путевки составляет 60-65%. Оба эти элемента являются переменными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны расположения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных коммерческих условий меж­ду турагентством и администрацией гостиничного предприятия.

На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает влияние и продолжительность проживания. Чем она больше, тем ниже стоимость одного дня тура. При расчете гостиничного обслуживания цена проживания и питания разбивается на тарифную сетку из расчета 7 дней.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции -до 10%, по срокам и продолжительности -до 5%, скидка в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10%.

С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за уча­стие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, от­дельному городу, отдельной гостинице, куда фирма отправляет туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристического обслуживания.

В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок на 10-20%.

Таким образом, на стоимость путевки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо опреде­ленные виды услуг по выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен при продаже так называе­мых инклюзив-туров или пэкидж-туров

Ижидж-туры предполагают предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Организуются они по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассорти­мента и качества услуг.

При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стои­мость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стои­мость размещения туристов в гостинице, питание (полное или частич­ное) и другие услуги, предоставляемые на определенное количество дней пребывания туристов в стране назначения и использующиеся при групповых и индивидуальных поездках.

Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиенту сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.

При расчете стоимости инклюзив-тура фирма включает в него, помимо стоимости туристических услуг, собственные затраты на со­держание аппарата фирмы, издержки на рекламу, а также определен­ную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной по­ездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг.

Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью

Например, Постановлением Правительства РФ и приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму № 210 от 8 июня 1998 года устанавливается, что в себестоимость туристского продукта у организаций, занимающихся туристской деятельностью, включаются:

1. Затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам:

• по размещению и проживанию;

• по транспортному обслуживанию (перевозке);

• по питанию;

• по экскурсионному обслуживанию;

• по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

•по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);

•культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;

• по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки;

•по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.

При наличии у туристской организации подразделений, оказывающих вышеперечисленные услуги, которые используются при производстве туристского продукта, в себестоимость туристского про­дукта включаются затраты этих подразделений.

2. Затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажи­ровку работников по иностранному языку в странах, где у организа­ции, занимающейся туристской деятельностью, предлагаются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов.

3. Затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров.

4. Представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для формирования туров:

•по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;

•по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс;

•по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги.


Лекция 7. Продвижение и реализация турпродукта

Для вывода турпродукта на международный уровень туристско­му предприятию необходимо прежде всего участие в международных мероприятиях, которые позволяют привлечь внимание не только к конкретному продукту, но к фирме в целом. Турфирме необходимо принимать участие в разнообразных международных ярмарках, вы­ставках, салонах, семинарах, биржах. Кроме того, каждое представительство самостоятельно организует коммерческие мероприятия, пре­следуя коммерческие цели. Французская фирма «Мэзон де ля Франс», например, оказывает воздействие на туроператоров, побуждая их реализовывать турпродукты по умеренным разумным ценам, принимая во внимание то, что потребители все более чувствительно реагируют на соотношение «качество - цена».

Основными туристическими центрами, организующими известные во всем мире ярмарки и выставки, являются Брюссель, Милан, Париж, Лондон.

С целью формирования спроса и стимулирования сбыта турфирмой проводятся рекламные кампании в разных странах. На этапе выхода на рынок в деятельности турфирм особенно велико значение правильно разработанной рекламной кампании.

Туристическая реклама может быть направлена на турагентов или потенциальных клиентов. Информация распространяется прежде всего на туристических выставках, где представляют свои продукты самые крупные компании различных стран мира. Рекламой различных туристических зон и туристических программ занимаются туроператоры. Для информирования потенциального потребителя о собственном турпродукте туроператоры размещают подробную рекламу в ре­гиональных и государственных средствах массовой информации (СМИ), а также в специализированных изданиях, например, в журнале «Турист» и газете «Тур-инфо», а пользуясь информированностью потребителей, публикуют небольшие объявления в печатных черно-белых изданиях, касающиеся предлагаемых услуг и уровня тарифов, причем для будущих клиентов основным аргументом являются более низкие цены.

Большую роль в туристической рекламе играют листовки и брошюры. Часто, наряду с брошюрами, используются буклеты, почтовые открытки и т.п. Обычно каждый двухзвездочный и более высокого класса отель выпускает свои собственные брошюры. Их наличие необходимо и в курортных зонах, и в центрах спортивных мероприятий, и в архитектурных и культурных центрах.

Все вышеперечисленные средства рекламы предоставляются турагентам туроператорами, которые также используют проспекты курортных зон и видеорекламу, где отражается своеобразие данной местности, культурные традиций и исторические памятники. Продуманно используя набор впечатляющих и привлекательных кадров, видеореклама освещает данный регион с позиций, выгодно отличающих его от любого другого. Основной целью туроператора в этом случае является форми­рование имиджа, престижа мест и объектов туризма этого региона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: