Формирование идеологии сетевого общества

Формируется идеология глобального сетевого общества на основе новой Реформации и Просвещения 1. Согласно геополитической теории больших многомерных пространств главным событием уходящего мирового геополитического 500-летнего цикла Восток – Запад стала христианская Реформация и Просвещение. Как известно, основным продуктом европейского Просвещения была идеология — замена религии для гражданского общества. В западной христианской цивилизации рациональное восприятие доминировало над чувственным миром человека. И на этом основании она стала претендовать на исключительность по сравнению с восточными цивилизациями. В европейской традиции Просвещение рассматривается как «влечение к правде и чести», основанного на триаде рационализма, индивидуализма и материализма. Но разве восточные цивилизации не доказали своей много тысячелетней историей, что этот путь возможен и на другом фундаменте, где чувственное восприятие мира доминирует над рациональным? И не заплутала ли в очередной раз Россия в стремлении осуществить модернизацию – переход от традиционного к современному обществу, под которым понимается исключительно западная цивилизация?

Новый мировой геополитический цикл будет определяться не только смещением полюса экономического и технологического развития на Восток2. Доминирующим становится приоритет духовных технологий над материально-прагматическими. Идеология глобального сетевого общества формируется не по западному сценарию. Основой новой Реформации и Просвещения будет борьба за совесть, против имитации истинной веры и действительности, против современных индульгенций — прав властей и финансовой олигархии на ложь, продажность и безнаказанность.

В результате глобальная система Интернета стала фактором политической и экономической действительности и превращается в геополитическую коммуникацию, где мобильность информации становится стратегическим ресурсом, не имеющим территориально-государственной организации. Впервые в истории человечества произошло понижение статуса государства, ограничение статусной институциональной культуры. Статусные коммуникации традиционно выступают в трех основных формах — политической, социальной и географической коммуникации.

Политические коммуникации ассоциируются с государственными институтами, сверхдержавами, великими державами. Национальная безопасность связывается с принадлежностью к определенным статусным коммуникациям, например, к НАТО, Европейскому Союзу или Всемирной торговой организации. С позиций новейшей геополитики понижение в информационную эпоху статуса государства-нации делает невозможным его гегемонию в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Информационная революция нанесла удар по государственной монополии на информацию. Она трансформировала представления о национальной безопасности,которые на протяжении веков исходили из предпосылок создания военной и экономической мощи государства. Меняются главные приоритеты национальной безопасности3. Объектами поражения в информационных войнах и конфликтах становятся наряду с материальными целями ценности, которые можно защитить при наличии чувства достоинств, национальной гордости и цивилизационной принадлежности.

Социальные коммуникации ассоциируются с должностью, званием и богатством. Из века в век доступность информации зависела не только от географических расстояний и времени передачи, но в первую очередь от социального статуса. Короли, султаны и президенты обладали исключительным правом на государственную информацию, которая для подданных или простых граждан была недоступна. И оберегалась грифом «государственная тайна» или «совершенно секретно». К этой информации имела доступ ограниченная часть элиты (министры, придворные, главные конструкторы и др.). Информационные интернет-технологии, обеспечив доступ любого пользователя к мировому информационному пространству, преобразовывают статусные коммуникации в нестатусные. У частных лиц появился доступ к каналам связи и источникам информации, которые прежде имели статусную доступность, зависели от занимаемой должности и положения в обществе, контролировались национальными правительствами и международными корпорациями.

Географические коммуникации определяются местоположением (центр – периферия). В Интернете нет выгодного географического положения, здесь все места равнодоступны и равнопрестижны. В многомерном коммуникационном пространстве Земли на границах киберпространства и реального географического пространства образуются концентрированные узлы связи – киберпорты — своеобразные вольные гавани постиндустриальной эпохи (Силиконовая долина в США, Сингапур).

В Интернете не существует свободы слова в классическом смысле. Интернет впервые открыл нестатусный смысл свободы и бросил вызов институциональному обществу, где «вход» в коммуникацию организован или через социально-политический или географический (центр – периферия) статусы. Государство совершенно не в состоянии контролировать взаимодействие интерактивных сред в виртуальном пространстве Интернета, преобразующего статусную коммуникацию в нестатусную.

Глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров умственного труда не только подрывает роль государства в выполнении многих его фискальных функций, но и затрудняет или делает невозможным скрыть присущие правящей элите негативные качества (цинизм, продажность, «шкурные интересы», безнаказанность и др.). То есть для большинства требуется меньше времени, чтобы стало очевидным, что для «избранных» ничто человеческое не чуждо, в том числе и пороки. Благодаря Интернету информация стала доступна и для граждан бедных стран. И они стали получать не только стерильную информацию о самой «правильной» западной демократии, где в небесах летают только ангелы с крылышками.вверх


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: