В области развития научно-технической мысли, в создании различных машин и механизмов в это время особенно выделяются И. И. Ползунов, И. П. Кулибин и К. Д. Фролов.
Иван Иванович Ползунов (1728—1766) является изобретателем паровой машины. Она была пущена в 1766 г. на Алтае.
Иван Петрович Кулибив (1735—1818) разработал проект одноарочного моста через Неву. Проверив математические расчеты Кулибина, Эйлер дал о них восторженный отзыв. Кулибину принадлежит изобретение семафорного телеграфа и кода к нему, «водоходного» судна, «самокатки», являвшейся прототипом велосипеда, прожектора («кулибинского фонаря») и ряда других сложных механизмов.
Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800), сконструировал водяной двигатель, приводивший в движение механизмы Колывано-Воскресенского завода.
Но применение технических новшеств на практике встречало непреодолимое препятствие в крепостнической системе. Труд крепостного крестьянина делал ненужным для господствующего класса прогресс техники. Замечательные идеи редко претворялись в жизнь, проекты оставались только на бумаге, забывались важнейшие открытия, изобретатели подвергались преследованиям и издевательствам.
|
|
По мере развития в России промышленности и торговли увеличивалась потребность в научных знаниях, технических усовершенствованиях, в изучении природных богатств.
Состояние торговли, промышленности, путей сообщения и природных ресурсов становится в 60—80-х годах XVIII в. предметом изучения академических экспедиций. Эти экспедиции, в которых принимали участие И. И. Лепехин, П. С. Паллас, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев и другие ученые, многосторонне исследовали отдельные районы России и собрали огромный материал по географии, ботанике, этнографии, геологии и т. п. Наблюдения, накопленные в результате многолетних путешествий ученых, были опубликованы в специальных трудах.