Развитие отечественного образования

Основные черты и особенности культурного процесса в России

На развитие России в первой половине XVIII века влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры.

Европеизация быта дворянства и горожан дала толчок для развития светской культуры. Реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей. Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки (17-18 век).

Формирование интеллигенции:

Под «дворянской интеллигенцией» XVIII - первой четверти XIX вв. подразумевается особая внутрисословная группа, которая формируется и развивается в среде интеллектуальной элиты дворянства.

Развитие отечественного образования.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.

В России начала XVIII века образование набирало силу – открывались многочисленные учебные заведения. Навигацкая и Артиллерийская (пушкарская) школы (1701 г.), Медицинская школа (1707 г.), Инженерная школа (1712 г.), Горные школы (при Оленецких – 1719 г. и при Уральских заводах – 1721 г.), гарнизонные, архиерейские школы, школа подьячих, открывались школы с обучением на языках народностей Российской империи.

Школы готовили специалистов для определенных областей хозяйственной деятельности, а также офицеров для армии и флота.

Дети дьяков, подьячих, церковнослужителей, посадских, солдат и прочих разночинцев шли учиться добровольно. В жесткой сословной иерархии Российской империи образование – было единственным способом «выбиться в люди».

Дворянские дети учиться не хотели - Петр I самолично каждый год проводил смотр дворянских детей, после которого они в принудительном порядке набирались в школу.

Крестьянских детей в школу не принимали, считалось, что крепостным грамотность не нужна.

В школу принимали детей в возрасте 12-17 лет, но были ученики, приходившие в учение и в более старшем возрасте.

Московская и Петербургская инженерные школы, открытые в начале XVIII века, позже они были преобразованы и слиты в одну. Еще одна Артиллерийская школа была открыта в Петербурге.

В 1759 г. был учрежден пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он был задуман по образцу версальского. Три класса по 50 человек в каждом и один высший (камер-пажеский) класс на 16 человек – таков был состав пажеского корпуса.

Шляхетские корпуса - закрытые общеобразовательные воен.-учебные заведения для дворян в России 18 в. Предназначались для подготовки офицеров, предоставляли дворянству возможность получать офицерские чины, минуя солдатскую службу. Инициатором создания был П. И. Ягужинский. 17 февраля 1732 в СПБ открылся 4-классный корпус на 200 чел., в 1743 получивший название Сухопутного шляхетского корпуса. Воспитанники (в возрасте 13-18 лет) обучались общим и специальным воен. дисциплинам, танцам, музыке, несли караульную службу. В трех старших классах обучение продолжалось 5-6 лет. Выпускники выходили в полки унтер-офицерами, прапорщиками и подпоручиками. Кроме того, Ш. к. готовил кадры гражданских чиновников и дипломатов.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1782 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: