Условия работы и основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла используют для смазки шестерен и других трущихся деталей задних мостов, коробок передач, раздаточных коробок, агрегатов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей. К трансмиссионным маслам относят также масла для гидромеханических передач, гидроусилителей и гидрообъемных передач.

Помимо смазывания, уменьшения износа и коррозии и других функций смазок, трансмиссионные масла выполняют роль рабочего тела для передачи мощности в гидромеханических трансмиссиях.

Условия работы трансмиссионных масел разнообразны, так как они применяются в различных механизмах, но во всех они весьма напряженные. Температура масла зависит от скорости вращения шестерен (скорости скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельного давления в зоне контакта. Среднеэксплуатационная температура обычно составляет 60–90°С.

Скорости скольжения в различных агрегатах от 1,5 до 9–12 м/с, а в червячных передачах – до 20–25 м/с.

Удельные нагрузки в цилиндрических и конических передачах составляют 0,5–2,0 ГПа, в гипоидных вдвое выше. Это ухудшает условия смазки. В таких условиях масло может быстро окисляться, терять вязкостные и смазывающие свойства, что приводит к быстрому износу, коррозии и другим, связанным с этим негативными последствиям. По этим причинам трансмиссионные масла должны обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью, хорошими противокоррозионными, противоизносными и противозадирными свойствами, пологой вязкостно-температурной кривой в широком интервале температур, быть инертными в отношении к уплотнительным материалам узлов трансмиссий.

К важнейшим эксплуатационным свойствам трансмиссионных масел относятся вязкостно-температурные. Вязкостно-температурные свойства определяют возможность начала движения при низких температурах, способность бесперебойно смазывать поверхности трения, мощностные показатели агрегатов трансмиссии. Нижний допустимый уровень вязкости масла определяется надежностью уплотнений, а максимально допустимая вязкость – величиной, допускающей свободное начало движения автомобиля без подогрева масла в агрегатах. При установившемся рабочем режиме вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших удельных нагрузках.

Требования к вязкостно-температурным свойствам противоречат требованиям к смазывающим, так как снижение износа, предотвращение заедания возможны при достаточно высокой вязкости, когда масло способно образовывать слой между трущимися поверхностями. Однако, при повышении вязкости растут потери на трение.

Стандартами вязкостно-температурные характеристики трансмиссионных масел контролируются по нескольким показателям (таблицы 13,14,15).

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: