Создание регулярной армии и флота, формирование бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заставил российское дворянство учиться. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук». В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также школы:
1) инженерные;
2) кораблестроительные;
3) штурманские;
4) горные;
5) ремесленные.
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г.вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная...» Л. Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». Одновременно с реформой в сфере образования в 1й четверти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г.
Петр I ввел новый гражданский шрифт вместо старого церковно-славянского. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии. Развитие науки и техники в Петровскую эпоху отвечало прежде всего практическим потребностям государства. Большие успехи были достигнуты в:
|
|
1) геодезии;
2) гидрографии;
3) картографии;
4) изучении недр и поиске полезных ископаемых.
Русские морякигидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Е. П. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок). Известным механиком петровского времени был А. К. Нартов — изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела. В 1й четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. По инициативе Петра I в России было положено начало собранию научных коллекций. Вершиной достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук (открыта она была уже после смерти Петра I в 1726 г.). Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При этом научном центре были открыты университет и гимназия.
Литература и театр
Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным; он практически не соприкасался с творчеством элиты. В петровское время стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными «гудениями», плясками, хороводами и т. п. В этот период дворянство, и отчасти горожане, были непосредственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. В 1708 г. вышел образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики, где изобиловали голландские, немецкие слова, термины, выражения.
|
|
В рамках литературы происходит зарождение русского классицизма. Известнейшими произведениями этого жанра являются творения оратора, писателя, церковного и общественного деятеля эпохи Петра, главного сторонника церковной реформы Феофана Прокоповича. Основная тема Прокоповича — прославление армии, реформ и России. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого И. Т. Посошкова (1652—1726). В 1702 г. на Красной площади Москвы был сооружен театр,
открывший двери простой публике. В нем играли немецкие актеры, репертуар состоял из:
1) немецких;
2) французских;
3) испанских пьес.
Однако такой театр был редким явлением. Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров («комедиальных храмин») в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.Б. Пьера «Амфитрион»
и «Доктор принужденный»). В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке,
любительскому музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.