Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого
На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно — в течение жизни одного поколения. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было секуляризироваться (превратиться из религиозного в светское), освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). В силу этого разные стили в искусстве существовали в России XVIII в. одновременно. Реформы, проведенные Петром I (1698—1725), затронули нетолько политику, экономику, но также искусство. Целями молодого царя были:
1) поставить русское искусство в один ряд с европейским;
2) просветить отечественную публику;
3) окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живо
писцами.
Несмотря на то, что в то время крупных русских мастеров почти не было, по прошествии всего ста лет Россия представила целую плеяду талантов.