В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шестьучебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления. В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян — лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).
Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий к середине века выросло с 64 наименований до 200. Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали:
1) Академия наук;
2) университеты;
3) научные общества.
Выдающихся успехов достигли математики:
1) Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);
2) П. В. Чебышев;
3) астроном В. Я. Струве;
4) химик Н. Н. Зинин.
Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова (металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т. Н. Грановский. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головкиным (1776—1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778—1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем
Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813—1876). В 1819 г. в университетах начались гонения, в них были учреждены богословские кафедры. Жесткий «чугунный» устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться дети «людей низших состояний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и других горожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. В 1835 г. университеты были лишены статуса научных центров, а также
внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения:
1) Московское ремесленное училище;
2) Архитектурное училище;
3) Медикохирургическая академия в Петербурге;
4) Лазаревский институт восточных языков в Москве;
5) Духовные, военные училища и академии.
Общественная мысль в России начала XIX в. Развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи:
1) Монтескье;
2) Дидро;
3) Вольтера;
4) Руссо.
Однако лишь небольшая часть общества считала необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно. 1я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминология — при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последователи Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815—1818 гг.).
Литература и общественная мысль
В литературе 1й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:
1) классицизм;
2) сентиментализм;
3) предромантизм;
4) романтизм;
5) реализм.
В это время создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Значение литературы в России 1й половины века было огромным. В научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, светских салонах обсуждались актуальные политические проблемы. Важным этапом в развитии национального самосознания стала Отечественная война 1812 г. В то же время после войны в обществе усилились религиозные настроения. Опасаясь влияния европейского революционного движения, правительство усилило политический контроль внутри страны. В 1814—1815 гг. в армии возникли первые тайные организации, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г. по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В Союзе насчитывалось около 200 членов. На состоявшемся в январе 1821 г. съезде мнения о программе действий Союза разделились. Руководство объявило о роспуске Союза благоденствия. Но сразу после этого одновременно возникли конспиративные Северное и Южное общества. В 1824 г. Южное общество приняло программный документ («Русская правда» П. И. Пестеля). Северное общество приняло
«Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г. на переговорах было решено собрать в начале 1826 г. съезд для объединения двух обществ. Но в ноябре 1825 г. в Таганроге скоропостижно скончался Александр I, и после выяснения вопроса о престолонаследии присяга новому императору Николаю Павловичу была назначена на 14 декабря 1825 г. Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать.
Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г. были повешены. Наступивший после разгрома декабристов период А. И. Герцен назвал «временем наружного рабства». Цензурный устав 1826 г. запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям. В 30е гг. XIX в. получает развитие:
1) жанр повести (А. А. БестужевМарлинский, В. Ф. Одоевский);
2) исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).
В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской плеяды. Начало XIX в. — время становления русской журналистики. Значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания печатались не более чем в 1 500 экземплярах. Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Во 2й половине 20х — начале 30х гг. XIX в. в России формировались многочисленные тайные кружки. Их члены обсуждали политические и философские проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 г., читали запрещенную литературу. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией. Постоянно усиливавшаяся цензура в первую очередь была обращена против периодических изданий, игравших большую роль в идейной борьбе. В 1836 г. журнал «Телескоп» опубликовал одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794—1856),
яркого и самобытного мыслителя.
Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. Теория «официальной народности» С. С. Уварова стала базисом идеологии николаевской эпохи. В 1830—40е гг. формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований
в России. Их представители называли себя:
1) славянофилы;
2) западники;
3) революционеры.
Театр
Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Гореот ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие композиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов. Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804—1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.),
«Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813—1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».
Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимателями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки — «Руслан и Людмила», принятая публикой холодно. Пушкинский сюжет лег и в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у публики, привыкшей к музыке итальянских композиторов.