Вопросы к основным темам 1 семестра

  1. В каких сферах деятельности человека проявился кризис человеческой цивилизации на рубеже второго и третьего тысячелетия?
  2. Каковы основные характерные черты современного естествознания?
  3. В чем заключается различие и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной традиции при изучении природы?
  4. Как следует понимать утверждение, что современная наука утратила веру в простоту окружающего мира?
  5. Какие основные правила научного познания предложил Р. Декарт? Сравните эти правила с «правилами умозаключений в физике» И. Ньютона?
  1. Каковы особенности натурфилософского познания природы? В чем смысл основных натурфилософских идей Гераклита?
  2. Что такое пифагорейский взгляд на мир? Каковы цели и идеалы школы Пифагора?
  3. Каковы основные положения атомистического учения Демокрита?
  4. Как выглядит круг научных интересов и достижений Аристотеля?
  5. В чем заключается содержание «системы мира» Птолемея?
  6. Что внесли в науку Архимед, Гиппократ, Евклид?
  7. Что такое научная революция?
  8. В чем смысл достижений биологической науки в Х1Х веке?
  9. Каковы основные особенности современного этапа развития естествознания?
  10. 2. Какова роль естествознания в формировании мировоззрения в современном обществе?
  11. Почему именно в Древней Греции начался процесс зарождения элементов научного мышления?
  12. Какое значение для развития естествознания имело творчество Р. Декарта, И. Ньютона?
  13. Кто из древнегреческих философов придерживался концепции атомизма?
  14. Какие научные открытия совершили Н. Коперник, И. Кеплер?
  15. Каким образом взаимодействия в природе рассматриваются в рамках концепций дальнодействия и близкодействия?
  16. Можно ли рассматривать историю естествознания как смену научных парадигм?
  1. По какой причине физика занимала лидирующее место среди других естественных наук в течение последних столетий?
  2. Что характерно для физического изучения окружающей реальности?
  3. Какие 4 концептуальные системы \по Гейзенбергу\ можно выделить в теоретической физике?
  4. Из каких свойств вещества возникли понятия «инертная» и «гравитационная» масса?
  5. Что такое температура?
  6. Каковы основные положения механики Ньютона? Каким образом он «упростил» материальный мир, чтобы сформулировать свои законы? Какие понятия ввел Ньютон?
  7. Почему система уравнений электродинамики Максвелла является замкнутой системой согласованных уравнений?
  8. Какие виды взаимодействий рассматриваются в физике, охарактеризуйте каждое из них?
  9. Что такое фундаментальные константы? Какова их роль в физике и в моделях Вселенной?

Астрономия

1. Какие разделы астрономии вы знаете?

2. Как называется наша Галактика и самые ближние к нам галактики?

3. Что такое рентгеновское излучение?

4. Сформулируйте парадоксы Ольберса, Зеелигера?

5. Каковы основные этапы эволюции звезд?

6. Из какой физической теории следует, что Вселенная расширяется, и какими измерениями подтверждается это свойство?

Химия.

Вопросы для семинаров, самостоятельной работы.

1. Что вам известно о возникновении химической науки?

2. Перечислите основные разделы химии.

3. Каковы различия и особенности физических и химических процессов?

4. Какие четыре уровня обобщения представлений о химических веществах выделяются в современной химии?

5. Каковы основные принципы и законы химии?

6. Каковы практические применения достижений химии?

Биология

1. Что представляют собой четыре постулата биологии?

2. Какова связь первых двух постулатов с теорией наследственности, а двух вторых с теорией эволюции?

3. Чем фенотип отличается от генотипа?

4. Какова эволюция понятия «жизнь» у разных исследователей и каково современное понимание этого термина?

5. Какие медицинские приложения биологических знаний вам известны?

6. В чем смысл основных взаимодействий биологии с другими науками?

Биосфера.

1. Каковы четыре уровня организации живого \охарактеризуйте каждый из них\?

2. Что такое ген? Как формулируются законы Менделя о наследственности?

3. Чем характеризуется состав и структура ДНК?

4. Что такое мутации \ приведите примеры мутаций\?

5. Какова роль генетического кода в науке о наследственности?

6. Что представляет собой онтогенетический уровень живого? Что такое клетка, каковы ее состав и свойства?

7. Как соотносятся между собой морфогенез и концепция самосборки?

8. В чем смысл концепции В.И. Вернадского о биосфере?

Общие вопросы к разделу.

1. Как можно определить феномен жизни?

2. Какие иерархические уровни организации специфичны для живой природы?

3. Какова роль «живого вещества» в биосфере?

4. Что такое биогеоценозы?

5. Какова структура клетки и какие процессы в ней происходят?

6. Как хранится и передается генетическая информация?

Вопросы для зачета 1 курс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: