Живопись

Религиозные течения Японии повлияли на развитие японского искусства. Легендарная история Японии, подвиги богов и героев стали сюжетной основой для многих произведений японского изобразительного искусства. Выражением конфуцианских

эстетических принципов в живописи служил идеализированный природный пейзаж, вызывающий в зрителе стремление к совершенству и безупречности. Идеи дзэн также вдохновляли искусство, в том числе и монохромную живопись тушью на бумаге. Широкое распространение получила буддийская живопись, в центре внимания которой находились канонические образы буддийского пантеона. К объектам буддийского искусства относятся каллиграфические надписи. Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения

могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей живописи составляют два главных направления:

1) континентальное (пришедшее из Китая);

2) японское.

Примерно до Х в. в японской живописи доминировало китайское направление.

В средние века было популярно направление намбан —«южный варвар» — так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали западной живописи.

С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга —«просвещенная живопись» («японский импрессионизм»). Этот жанр повлиял на художника Кацусику Хокусай.

Укиеэ — это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства. Он появился в 1й половине XVII в, а во 2й половине XIX в. пришел в упадок. Обычно под укиеэ понимают популярные и широко распространенные жанровые произведения — живопись и, в особенности, гравюру. Термин укиеэ означает «мир скорби» — так именуется мир сансары. В XVII в. эти представления были несколько переосмыслены. Мир преходящих наслаждений также стал именоваться укиеэ, только записывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, означавшим «проплывающий мимо».

В центре внимания художников укиеэ были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий:

1) прекрасные дамы;

2) знаменитые гейши и куртизанки;

3) актеры театра кабуки;

5) эротические сцены;

6) праздники и фейерверки;

7) цветы и птицы.

Конец XVIII—начало XIX вв. считаются золотым веком укиеэ. В эти годы творили такие мастера, как Китагава Утамаро (1753—1806), и др. В первое тридцатилетие XIX в. одной из любимых тем укиеэ становится пейзаж. Непревзойденным мастером японской пейзажной гравюры считается Кацусику Хокусай. Следует также отметить, что в Японии укиеэ долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ

было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укиеэ как на полноправные художественные произведения помогли иностранцы. Эстетика укиеэ оказала огромное влияние настановление импрессионизма, особенно на таких художников, как Э. Дега, К. Моне, и особенно на В. ВанГога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: