Вопросы к экзамену по модулю

1. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.

2. Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности. Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогические способности, их структура. Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание.

4. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики. Категориальный аппарат педагогики.

5. Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерность. Функции и противоречия педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе.

6. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

7. Методология педагогической науки и ее уровни. Система методов и методика педагогического исследования.

8. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.

9. Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных,возрастных, гендерныхособенностей учащихся.

10. Педагогическое общение.

11. Сущность процесса обучения. Его место в целостном процессе образования. Движущие силы, закономерности и принципы процесса обучения.

12. Сравнительный анализ современных педагогических теорий, концепций, подходов к обучению.

13. Понятие о логике и структуре процесса обучения и процесса усвоения знаний.

14. Понятие и сущность метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Характеристика современных методов обучения.

15. Средства обучения. Их классификация.

16. Общее понятие о формах организации обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса. Нетрадиционные формы обучения.

17. Содержание образования как средство развития личности. Государственный образовательный стандарт. Учебные программы, учебники и учебные пособия.

18. Современные подходы к проектированию индивидуальных маршрутов учащихся в процессе обучения

19. Понятие и сущность образовательной среды

20. Просветительская деятельность в процессе образования.

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания. Сущностные характеристики воспитания. Цели воспитания и их классификация.

23. Понятие «содержание воспитания». Основные направления воспитания

24. Понятие о методах, приемах, средствах воспитания. Классификация методов воспитания и их характеристика.

25. Понятие о форме воспитания. Разнообразие форм воспитательной работы и их классификации.

26. Проблема определения результатов воспитания в отечественной педагогической науке, в стандартах вторго поколения.

27. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного процесса.

28. Среда и ее влияние на развитие человека. Факторы социализации.

29. Деятельность – основа воспитательного процесса. Виды воспитывающей деятельности и их характеристика. Требования к организации воспитывающей деятельности.

30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский).

  1. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (И.П. Иванов).
  2. Сущность девиантного поведения личности, варианты проявления и факторы его формирования. Стратегии, тактики, способы работы с учащимися с девиантным поведением. Профилактика девиантного поведения и правонарушений учащихся. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.
  3. Сотрудничество школы и семьи.
  4. Особенности воспитания в учреждениях дополнительного образования. Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования в современных условиях.
  5. Сущность и особенности педагогического сопровождения. Основные теории педагогического сопровождения Деятельность тьютора в учреждениях общего образования.
  6. Технология педагогической поддержки.
  7. Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности. Методика оказания индивидуальной помощи.

38. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и подготовки к сознательному выбору профессии.

39. Характеристика деятельности классного руководителя в современных условиях.

40. Идея демократизации образования в педагогических воззрениях прогрессивных мыслителей и педагогов.

41. Идея гуманизации образования в педагогических теориях прогрессивных зарубежных и отечественных педагогов. Гуманистическая направленность воспитания в современной российской и зарубежной школе.

42. Вариативность, многоукладность школьного образования в Западных странах и России. Типология и многообразие общеобразовательных учреждений.

43. Основные направления и формы дифференцированного обучения в современной школе России.

  1. Проблемы реформирования классно-урочной системы в современном мире.
  2. Информатизация образования. Педагогизация новейших технических средств.
  3. Школьные системы на современном этапе развития общества.
  4. Реформы высшей школы в конце ХХ — начале 21 века. Болонский процесс.
  5. Теория естественного и свободного воспитания. Опыт реализации. Основополагающие принципы.
  6. Проблемы коллективного воспитания в опыте отечественных педагогов ХХ века.
  7. Становление теории развивающего обучения в зарубежной и отечественной педагогике.
  8. Идея народности в общественном воспитании в педагогических воззрениях педагогов восемнадцатого и девятнадцатых веков.
  9. Идея создания образовательной среды в педагогических взглядах и практической деятельности ведущих зарубежных и отечественных педагогов.
  10. Педагогика сотрудничества конца двадцатого века. Опыт педагогов новаторов 80-х годов двадцатого века.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: