Понятие о науке

НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Наука – сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенаправленной человеческой деятельности, главной задачей которой является получение новых знаний, их освоение и создание новых методов и средств для решения этой задачи. Науку часто определяют как сумму знаний. Это неверно, поскольку понятие сумма ассоциируется с неупорядоченностью. Однако наука и каждая ее отрасль в отдельности – это стройная, упорядоченная и систематизированная система знаний.

Науку в ряде работ рассматривают как умственную деятельность людей, направленную на расширение человечеством своих знаний об окружающем мире и обществе. Это определение не полное, оно характеризует только одну грань науки, а не науку в целом. Науку также считают сложной информационной системой для сбора, анализа и переработки сведений о новых истинах. Такое определение также страдает узостью, односторонностью.

Науке свойственны две ее основные функции: познавательная и практическая. В соответствии с этими функциями наука как система ранее накопленных знаний, т. е.информационная система, служит основой для дальнейшего познания объективной действительности и приложения познанных закономерностей на практике. Развитие науки – это деятельность людей, направлен­ная па получение, освоение, систематизацию научных знаний, используемых для дальнейшего познания и воплощения их в практике. Развитие науки осуществляется в специальных учреждениях: научно-исследовательских институтах, лабораториях, группах при кафедрах вузов, конструкторских бюро и проектных организациях.

Наука как общественная, социальная система, обладающая относительной самостоятельностью, складывается из трех неразрывно связанных элементов: накоплен­ных знаний, деятельности людей и соответствующих учреждений. Когда эти три компонента входят в дефиницию науки, формулировка понятия «наука» приобретает следующее содержание: наука – целостная социальная система, объединяющая постоянно развивающуюся систему знаний oб объективных законах природы, общества и человеческого сознания, научную деятельность людей по созданию и развитию этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность [5. С. 7].

Система научных знаний заметна в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических научных фактах, теориях и идеях, позволяющих предвидеть события, что фиксируется в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания ряда поколений обладают группой признаков, главнейшие из которых следующие:

– Всеобщность, т. е. принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний всему обществу страны, где эта деятельность протекала, и всему человечеству. Каждый может извлекать из нее необходимое, так как эта система – всеобщее достояние.

– Достоверность научных фактов. Система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт, накопленное знание и следствие из известных законов или теории можно достоверно проверить для уточнения истины.

– Воспроизводимость явлений, тесно связанная с достоверностью. Исследователь любыми методами может повторить открытое другим ученым явление, т. е. существует определенный закон природы и открытое явление входит в систему научных знаний.

– Устойчивость системы знаний. Быстрое устаревание системы знаний указывает на недостаточную глубину проработки накопленного материала или неточность принятой гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: