Педагогика как наука. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки. Методология педагогической науки

Примерные вопросы к государственному экзамену по педагогике

Бакалавриат: направление подготовки «Педагогическое образование»

1. Характеристика педагогической деятельности.

Понятие профессиональной педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Ценностные основы профессиональной деятельности педагога. Гуманистический характер педагогической деятельности. Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогические способности, их структура. Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание. Требования профессиональной этики. «Профессиональный стандарт педагога». «Модельный кодекс профессиональной этики». Требования ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» к личности и деятельности педагога.

Педагогика как наука. Объект, предмет, основные категории и задачи педагогической науки. Методология педагогической науки.

Объект, предмет, категории и задачи педагогической науки. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками. Единство педагогической теории и практики.

Становление классической педагогической науки. Педагогическая система Я.А. Коменского. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве. Теория свободного воспитания в истории школы и педагогики.

Методология педагогической науки: сущность и уровни (философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический).

Научное исследование в педагогике и его этапы (методологический или постановочный, процедурный или собственно исследовательский, оформительско-внедренческий). Методы педагогических исследований (методы эмпирического исследования; методы теоретического исследования).

3. Особенности образовательных систем.

Роль и место образования в жизни личности и общества. Понятия «образовательная система», «воспитательная система». Гуманистические образовательные системы прошлого и настоящего. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации в современных условиях. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Реформы высшей школы в конце ХХ-начале ХХІ века. Болонский процесс.

4. Целостный педагогический процесс. Личность обучающегося как объект и субъект педагогического процесса.

Структура педагогического процесса, его закономерность. Функции и движущие силы противоречия??? педагогического процесса. Субъекты педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности. Законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Индивидуальные особенности детей. Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных,возрастных, гендерныхособенностей учащихся. Современные подходы к проектированию индивидуальных маршрутов учащихся в процессе обучения и индивидуальных программ развития обучающихся.

5. Педагогическое общение.

Профессионально-педагогическое общение. Характеристики педагогического общения. Стили и модели педагогического общения. Факторы эффективности педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения: коммуникативные, гностические, экспрессивные. Приемы общения и их использование для решения учебно-воспитательных задач. Формирование индивидуального стиля педагогического общения.

6. Сущность процесса обучения.

Обучение. Закономерности и принципы обучения. Понятие о логике и структуре процесса обучения и процесса усвоения знаний. Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения. Формирование мотивации к обучению.

7. Современные педагогические подходы к организации процесса обучения.

Современные документы, регламентирующие цели и содержание общего среднего образования. Деятельностный, компетентностный, развивающий, дифференцированный подходы к организации обучения.

8. Методы и средства обучения.

Понятие метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Характеристика современных методов обучения. Методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Организация самостоятельной деятельности обучающихся. Средства обучения и их дидактические возможности. Классификация средств обучения. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним.

9. Характеристика современных технологий обучения.

Сущность и история возникновения педагогических технологий. Признаки технологически организованного педагогического процесса. Критерии технологичности. Характеристика востребованных школой технологий обучения: технология проектного обучения, технология проблемного обучения, исследовательская деятельность, дискуссионные технологии, информационно-коммуникационные технологии и др.)

10. Формы организации обучения.

Общее понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. Характеристика основных форм обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Структура урока. Технологическая карта урока. Анализ эффективности урока.

11. Содержание образования как средство развития личности.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Концепция ФГОС общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Учебные программы, планы, учебники и учебные пособия.

12. Формирование универсальных учебных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Виды универсальных учебных действий. Способы формирования и оценки сформированности универсальных учебных действий. Программа формирования универсальных учебных действий.

13. Контроль и оценка достижений обучающихся.

Контрольно-регулировочный компонент образовательного процесса. Виды, формы и методы контроля. Принципы контроля. Подходы к оцениванию индивидуальных достижений обучающихся. Оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Технология «портфолио».

14. Основные характеристики воспитания.

Определение воспитания. Сущностные характеристики воспитания. Проблемы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы).

Цели воспитания и их классификация. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного процесса. Понятие «содержание воспитания». Традиционный и ценностный подходы к трактовке содержания воспитания. Основные направления воспитания.

15. Особенности внеурочной деятельности обучающихся.

Деятельность – основа воспитательного процесса. Модели организации внеурочной деятельности в современной школе.

Виды внеурочной деятельности и их характеристика. Требования к организации внеурочной деятельности. Организация различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

16. Методы, приемы, формы, технологии воспитания.

Сущность понятий «метод воспитания», «приём воспитания», «средство воспитания», «форма воспитательной работы».

Классификация методов воспитания и их характеристика.

Разнообразие форм воспитательной работы и их классификации. КТД и его воспитательный потенциал. Выбор методов и форм воспитания. Организация олимпиад, конференций, турниров, игр. Проектирование воспитательных программ, форм воспитательной работы.

Технологии воспитательной работы – общая технология организаторской работы А.Н. Лутошкина, методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, технология социального проектирования.

17. Среда и ее влияние на развитие человека.

Сущность, факторы социализации. Понятие и сущность образовательной среды. Требования ФГОС общего образования к организации образовательной среды в образовательной организации. Создание безопасной и комфортной образовательной среды в образовательном учреждении. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

18. Воспитание личности в коллективе.

Теория коллективного воспитания. Развитие теории коллективного воспитания в 20-е гг. XX в. Идеи и опыт А. С. Макаренко, В. Н. Сороки–Росинского, С. Т. Шацкого. Проблемы коллективного воспитания в работах В. А. Сухомлинского и И. П. Иванова. Развитие теории коллективного воспитания в 60–80-е годы: В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.

Единый школьный коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы. Школьный коллектив общинного типа. Школьный коллектив как совокупность разнообразных детских объединений. Детские общественные объединения и организации в жизни школы. Основные пути формирования единого школьного сообщества. Ключевые дела, события, воспитательные центры, клубы, воспитывающие ситуации – основные формы организации современной деятельности детей и взрослых. Самоуправление в ученическом коллективе школы. Создание в учебной группе (классе, кружке, секции и т.п.) коллектива обучающихся. Поддержка в детском коллективе деловой, дружелюбной атмосферы. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

19. Результативность образовательного процесса.

Результаты образования, пути их достижения и способы оценки. Проблема определения результатов воспитания в отечественной педагогической науке, в стандартах второго поколения. Результаты и эффекты воспитания.

20. Организация воспитания в условиях поликультурного общества. Этнос как фактор социализации человека. Национальные контексты воспитания и социализации.

Национальное самосознание. Национальная идентификация личности. Организация воспитания в условиях полиэтнического общества и многонационального государства. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Патриотическое воспитание учащихся.

21. Сотрудничество школы и семьи. Семья как фактор социализации ребёнка. Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие школы и семьи. Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.

Направления, формы и методы взаимодействия учителя с родителями (законными представителями) школьников. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся. Помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

22. Защита достоинства и интересов обучающихся.

Гуманистический характер педагогической деятельности. Конвенция о правах ребёнка. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Педагогическое сопровождение. Технология педагогической поддержки. Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности. Методика оказания индивидуальной помощи.

Поддержка и помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. Профилактика девиантного поведения: сущность, виды, технологии.

Институт уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации. Школьные службы примирения.

23. Инклюзивное образование.

Особенности образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями. Адаптированные образовательные программы.

Национальный проект «Доступная среда». Опыт реализации проекта в образовательных учреждениях Российской Федерации.

24. Управление образовательными системами.

Понятия «управление», «управление образовательной системой», «педагогический менеджмент». Школа как объект научного управления. Уровни управления образовательной системой.

Основные признаки государственного и общественного управления образовательной системой.

Общие принципы и функции управления образовательными системами. Методы управления образовательными системами.

Проблемы управления образовательными системами в законе РФ «Об образовании в Российской Федерации.

Практические задания.

  1. Может быть одно задание: представить конспект урока по своему профилю с актом внедрения и самоанализом.
  2. Педагогические задачи: например кейсы из интернет-экзаменов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: