Бесспорным лидером розничного сегмента канцелярского рынка Кемеровской области является компания АКВАРЕЛЬ. Компания «Акварель» была основана в 1989 году после выхода Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Первоначальное направление деятельности – производство и реализация рыболовных принадлежностей, затем добавилось производство корма для аквариумных рыбок и кистей из волоса белки и колонка. Реализовывался произведенный товар в городах Сибири, Красноярского края, Алтайского края, Воронеже, Рязани, Москве и Ленинградской области. В 1991 году в ассортименте компании появились канцелярские товары Российских и иностранных производителей. Реализация товара производилась оптом во всех городах Кемеровской области.
В 1993 году был открыт первый собственный розничный отдел в магазине «Сервис». В этом же году в ассортименте «Акварели» появились игрушки. В 1996 году открылся первый собственный магазин «Акварель-1».
Ассортимент компании с каждым годом увеличивался. Основными принципами в формировании ассортимента в те годы и сейчас остаются качество, доступные цены и безопасность.
|
|
Тринадцать магазинов «Акварель» расположены в г. Новокузнецке, по три магазина – в г. Междуреченске и Калтане, четыре в г. Киселевске, два – в г. Осинники, один – в г. Прокопьевске.
Собственное офисное здание площадью 1800 квадратных метров включает в себя торгово-выставочный зал, офисные помещения, рекламно-сувенирное производство и складские помещения.
Компания ЗАПСИБ-КНИГА была создана в августе 1993 года. Сначала это было муниципальное предприятие БИБЛИОФИЛ, которое в процессе приватизации сначала было реорганизовано в ТОО ЗАПСИБ-КНИГА, а затем в ООО ЗАПСИБ-КНИГА. Как ООО ЗАПСИБ-КНИГА компания занимается обслуживанием корпоративных клиентов и осуществляются оптовые поставки, через ЧП Шуберт ведется розничная торговля канцелярскими товарами и книжной продукцией через магазины «Пиши-читай». В настоящий момент в городе под вывеской «Пиши-читай» работают 4 магазина.
Компания стремится к комплектованию заказов клиентов в полном объеме, фактически становясь их отделом снабжения.
Компания КОНТУР была создана в 1991 году и изначально занималась поставками на новокузнецкий рынок оргтехники. Затем в ассортимент были добавлены канцелярские товары, бумага и мебель, и постепенно компания отошла от продажи оргтехники.
В настоящий момент КОНТУР развивает три направления: обслуживание корпоративных клиентов, оптовые поставки, розничная торговля, при этом считая корпоративное направление основным для себя. Ассортимент подразделения, занимающегося корпоративным обслуживанием, включает офисную мебель (высокого и среднего уровня), расходные материалы, хозяйственные товары.
|
|
Розничную торговлю компания осуществляет через две торговые точки, расположенные в торговых центрах. Покупателям предлагаются качественная офисная и школьная продукция средней ценовой категории.
Компания КОНТУР также осуществляет оптовые поставки, в основном, по Новокузнецку и на Юг Кузбасса.
Коллектив компании КОНТУР молодой и дружный. В целях повышения компетентности и профессионализма сотрудники посещают семинары и тренинги. А главным достижение руководители компании считают более десяти лет стабильной работы и замечательный коллектив.
В Новокузнецке работает фабрика ЗНАМЯ. Предприятие осуществляет производство бумажно-беловых товаров (папки для бумаг, скоросшиватели, альбомы для рисования и т.д.); бланков (бухгалтерские, путевые листы и др. по заказу); картона коробочный толщиной 1,5-2 мм; коробок для упаковки для потребительских товаров (по заказу).
ТОРГОВЫЙ ДОМ «ДЕЛО» работает на рынке с 2005 года. Торговый дом «Дело» является уже 3 года официальным дилером «Офисная планета» это федеральная торговая система по снабжению предприятий канцелярскими товарами. «Офисная планета» имеет ряд существенных отличий от других направлений дилерской программы и является новой ступенью ее развития.«Офисная планета» - это федеральная торговая система, объединившая поставщиков товаров для офиса из различных регионов России. Ее участники являются одними из лидеров на рынке данных услуг в своих регионах. В настоящее время система интенсивно развивается, включая новых дилеров, совершенствуя сервис, расширяя ассортимент предлагаемых товаров. В основе ее работы лежат передовые технологии продаж, которые используются лидерами рынка товаров для офиса во всем мире.
Главная особенность нового проекта - объединение операторов различных регионов РФ под единой торговой маркой. ГК «Самсон» максимально концентрирует свои усилия на продвижении торговой марки «Офисная планета», что позволяет значительно повысить уровень ее узнаваемости и сформировать положительный имидж торговой системы в целом.
Цель проекта - помочь организациям, обслуживающим корпоративных клиентов, более динамично и эффективно развивать свой бизнес и добиваться максимальных результатов в продажах товаров для офиса. Успех проекта гарантирован беспрецедентной логистической системой ГК «Самсон», которая обеспечена сетью 12 оптовых складов и 150 регулярными маршрутами, доставляющими товары в большинство городов РФ, что позволяет дилерам обеспечивать высокий уровень поставок товаров по каталогу конечным потребителям с минимальными издержками на хранение товарных запасов.
Участники программы получают, во-первых, торговую марку «ОФИСНАЯ ПЛАНЕТА» с ее атрибутами и продвижением. Во-вторых, участники «ОФИСНОЙ ПЛАНЕТЫ» получают готовый стандартизованный набор инструментов для организации продаж: каталог, интернет-магазин и товары с эффективной системой хранения и поставки. В-третьих, участники становятся обладателями набора элементарных, но эффективных технологий по привлечению и поддержке клиентов.
Распределение лидирующих компаний на рынке канцелярских товаров Кемеровской области, место по объему продаж представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение лидирующих компаний на рынке канцелярских товаров Кемеровской области, место по объему продаж
Наименование | Место регистрации головной организации | |
ТОРГОВЫЙ ДОМ «ДЕЛО» | г. Новокузнецк | |
СТЕРХ ОФИС ЦЕНТР | г. Кемерово | |
Компания «Акварель» | г. Новокузнецк | |
Компания КАНЦТОВАРЫЧ | г. Кемерово | |
Компания КОНТУР | г. Новокузнецк | |
ЗАО ЛИСМА | г. Кемерово |
Как видно из представленных данных занимает по объему продаж Торговый дом «Дело» занимает шестое место. Лидером является СТЕРХ ОФИС ЦЕНТР. Компании Торговый дом «Дело» необходимо пересмотреть стратегию развития и взять на занятие лидирующего положения при усилении конкуренции на рынке канцелярских товаров.
|
|
Выводы:
• Российский рынок канцелярских товаров относительно молод и имеет большой потенциал развития, так как растет число корпоративных потребителей, воспринимающих канцтовары как естественную часть потребительской корзины.
• Ассортимент, пользующийся широким спросом в России, составляет примерно 1-3 тысячи наименований. Западные компании в среднем имеют ассортимент в 5-7 тысяч позиций. По сравнению с западными странами спрос пока еще остается низким, но уровень корпоративной офисной культуры в России растет и это стимулирует рост и развитие рынка.
• По мнению специалистов, основной тенденцией на рынке является импортозамещение, рост российского производства. Качество товаров российских производителей уже давно не уступает импортным, а цены при этом устраивают как перепродавцов, так и конечных потребителей. Российские изготовители производят изделия из мягкого пластика - это папки, боксы, разделители, используемые для хранения документов. Этот вид канцтоваров занимает значительную долю рынка - около 12% и производится в основном в России. Изделия из жесткого пластика - лотки, вертикальные папки, карандашницы, корзины для мусора и пр. - это самый первый вид продукции рынка канцтоваров, с которого начали российские производители. Такую продукцию невыгодно импортировать. В России производят клей и корректуру. Заметно выросла доля продаж российской бумаги, которая дешевле и постепенно вытесняет импортную за счет небольшой разницы в цене, которая хорошо заметна корпоративному потребителю, без потери качества.
• В структуре импорта большую долю занимает продукция из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако лидеры рынка - все еще европейские торговые марки. Традиционно сильные стороны - это низкая цена, широкий ассортимент и частая смена модельного ряда. Кроме этого, на рынке очевидна тенденция роста спроса на так называемую продукцию с добавленной стоимостью - это когда потребитель готов платить больше, но за качественный и функциональный товар.
|
|
• Характерная черта рынка канцелярских товаров – создание собственных торговых сетей. Преимущество крупных сетевиков заключается в том, что их посетителям удобно покупать все необходимое в одном месте, при этом такие магазины способны работать на сверхнизких ценах, привлекательных для всех слоев населения. Поставщик должен максимально удовлетворить запросы клиентов, предоставив кроме канцелярии, бумаги, еще бытовую химию и все, что может понадобиться в офисе, - чайник, обогреватель, настольную лампу, демонстрационную доску и т.п. Кроме того, в сервис входит доставка товара и заказ по каталогам.
• Неуклонно растут в последние годы продажи товаров медиум-класса, а так же элитных канцтоваров, так как корпоративный клиент стал отдавать предпочтение недешевым и качественным вещам. Такие канцтовары, как правило, оформлены в дорогую праздничную или подарочную упаковку и относятся к товарам повышенного ценового ряда. В последние годы с учетом бурного развития российской экономики и банковского сектора, канцтовары элитной категории пользуются большим спросом, который стремительно увеличивается с каждым годом. Причем спрос на этот вид товара сохраняется примерно на одинаковом уровне в течение всего года.
Целью проведения SWOT- анализа Торгового дома «Дело»является оценка конкурентоспособности компании и выработки стратегии развития компании. Результаты сводного стратегического анализа SWOT – анализа Торгового дома «Дело»представлены в таблице 4.
Таблица 4
SWOT-анализ Торгового дома «Дело»
Возможности | Угрозы |
1. Стабильная политическая ситуация в стране и регионе | 1. Проведение тендерных открытых аукционов на рынке канцелярских компаний |
2. Рост спроса на новые канцелярские товары | 2. Несовершенство налогового законодательства |
3. Положительные тенденции на рынке канцелярских товаров | 3. Отсутствие специалистов - управленцев на рынке труда |
4. Отсутствие отечественных технологий производства канцелярских товаров | |
5.Недостаток высококачественного сырья для производства канцелярских товаров | |
6. Неразвитость маркетинговой инфраструктуры | |
7. Смена собственника в ЗАО «Распадская угольная компания» | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Широкий ассортимент продукции | 1. Низкоквалифицированный персонал |
2. Высокое качество продукции | 2. Недостаток оборотных средств |
3. Наличие бренда | 3. Отсутствие собственных торговых площадей |
4. Высокий имидж компании | 4. Неразвитая транспортная логистика |
5. Наличие интернет - магазина | 5. Неразработанная система скидок |
Из представленных данных в таблице 4 видно, что главными угрозами компании являются: Проведение тендерных открытых аукционов на рынке канцелярских компаний, несовершенство налогового законодательства, отсутствие специалистов - управленцев на рынке труда, неразвитость маркетинговой инфраструктуры, смена собственника в ЗАО «Распадская угольная компания». У компании имеются ресурсы для смягчения данных угроз.
Анализ выявил достаточно возможностей внешней среды для выбора стратегии развития Торговый дом «Дело». Главными из них являются: растущий рынок канцелярских товаров, благоприятные политические факторы (поддержка малого бизнеса, стратегия Кемеровской обл.), стабилизация экономической ситуации в области, рост спроса на новые канцелярские товары.
Сильными сторонами компании Торговый дом «Дело» являются: широкий ассортимент продукции, высокое качество продукции, наличие бренда, наличие интернет – магазина, высокий имидж компании.
Слабыми сторонами компании Торговый дом «Дело» являются: Низкоквалифицированный персонал, недостаток оборотных средств, отсутствие собственных торговых площадей, неразвитая транспортная логистика, неразработанная система скидок.
Результатом SWOT- анализа Торгового дома «Дело» является выделение следующих приоритетных задач деятельности, которые будут учитываться при разработке общей стратегии развития и функциональных стратегий компании:
1. Создание отдела маркетинга и логистики.
2. Расширение производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки.
3. Определение количественно-качественного состава специалистов, необходимых для расширения деятельности компании на среднесрочный период.
Таким образом, на основании SWOT-анализа можно определить стратегию, применение которой наиболее целесообразно в современных условиях для дальнейшего развития бизнеса.
Выводы:
Проведенный стратегический анализ деятельности Торговый дом «Дело» позволяет сделать вывод о том, что ключевыми компетенциями компании, обеспечивающими ее продвижение на рынке, должны стать:
· применение управленческих и производственных инноваций на основе создания самообучающейся организации;
· развитие коммуникативной компетенции на основе культурообразующей и личностно-развивающей функции;
· комплексность услуг – наличие дифференцированного «продуктового» портфеля;
· высокое качество консультирования и обслуживания клиентов;
· высокий общекультурный уровень персонала.
Клиентская база компании ежегодно увеличивается, что способствует росту продаж продукции. Главным конкурентом на рынке канцелярских товаров в г. Междуреченске является Компания ООО «Лион» равной долей в размере 45%. В г. Новокузнецке Торговый дом «Дело» имеет самую незначительную долю рынка. Это объясняется тем, что компания только начала осваивать данный рынок.
Стратегическими партнерами компании являются ООО «Самсон-Сибирь», Компания Е Базар, ЗАО «Офис Плюс».
SNW – анализ Торгового дома «Дело» показал, что слабыми позициями компании являются: состояние системы маркетинга, персонал. Для усиления данных позиций будет разработана и утверждена стратегия развития компании Торгового дома «Дело», в стратегии развития будут определены направления их усиления: создание отдела маркетинга и логистики, разработка программы развития персонала.
Оценка конкурентоспособности Торгового дома «Дело» показала, что у организации имеются значительные резервы около 30% повышения конкурентоспособности по всем направлениям деятельности. Анализ внешней и внутренней среды предприятия Торгового дома «Дело» позволил выделить следующие конкурентные его преимущества:
1. Имидж компании и сильный бренд.
2. Наличие сильных партнерских связей.
3. Способность расширять рынок.
4. Наличие интернет-магазина.
5. Официальный дилер компании «Офисная планета».
Приоритетными задачами деятельности являются:
1. Создание отдела маркетинга и логистики.
2. Расширение производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки.
3. Определение количественно-качественного состава специалистов, необходимых для расширения деятельности компании на среднесрочный период.
Общая стратегия компании Торговый дом «Дело» заключается в стратегическом развитии компании. Стратегическое развитие компании предполагает существенное увеличение доходов и повышения эффективности бизнеса.
Согласно видам стратегий, представленных И. Ансоффом для компании Торговый дом «Дело» наиболее приемлемой является стратегия концентрированного роста. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
Стратегия Торгового дома «Дело» направлена на увеличение выручки за счет увеличения продажи товаров и оптимизации внутренних финансовых потоков, и за счет этого увеличения прибыли компании в целом.Реализация стратегии компании Торгового дома «Дело» позволяет выделить изменения в основных экономических показателях компании и и с помощью каких действий (таблица 5).
Таблица 5
Динамика основных экономических показателей в плане до 2019 года
Показатель | 2015г. | 2016г | 2017г. | 2018г. | 2019 г. | Основные действия | |
Выручка от реализации продукции и оказания услуг, тыс. руб. | Увеличение объема продаж, открытие новых магазинов | ||||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы, а также на транспортно – заготовительные расходы | ||||||
Дебиторская задолженность, тыс. руб. | Разработка договоров с должниками, контроль за сроками возврата долгов, сокращение кредитования, увеличение % предоплаты. | ||||||
Кредиторская задолженность, тыс. руб. | Своевременный расчет с поставщиками и подрядчиками | ||||||
Коэффициент финансовой независимости (норматив 0,5 – 0,8) | 0,21 | 0,08 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Погашение кредиторской задолженности за счет получения денежных средств от реализации продукции и услуг | |
Коэффициент критической ликвидности (норматив 0,7-1.0) | 0,46 | 0,41 | 0,5 | 0,55 | 0,7 | Увеличение собственных оборотных средств |
Эффект от принятой стратегии в компании Торговый дом «Дело» максимально проявится не ранее, чем к концу к 2019 г., так как процесс формирования ключевых компетенций является длительным и чрезвычайно сложным. Расширение клиентской базы на 50% за счет открытия новых магазинов «Скрепка» позволит увеличить показатель выручка от реализации продукции и услуг на 70-80%. Выведение на рынок новых продуктов, востребованных на рынке канцелярских товаров и офисных принадлежностей, позволит увеличить выручку от реализации продукции и услуг на 15-20%.
Таким образом, в совокупности объем реализации может превысить показатели 2015 г. в 2 раза. Положительное влияние внедрение предложенных мероприятий окажет и на затратную часть бюджета компании. Производительность труда может быть увеличена в 2 раза за счет повышения загруженности персонала, создание взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями.
Все это приведет к увеличению рентабельности собственного капитала даже с учетом затрат на получение и реализацию новых компетенций. По прогнозам коэффициент рентабельности продаж в 2017 г. составит 35 %, против 22 % в 2016 г. и 17% в 2017 г. При этом прибыль увеличится в 1,5 раза и составит 8431,5 тыс. рублей.