III. Человек и его здоровье

Организм человека – это сложная саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система, которая включает молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный уровни организации материи. Организм состоит из органов и систем органов, взаимодействие которых обеспечивает жизнь отдельного человека.
Анатомия человека – наука о строении человеческого тела и его органов.
Физиология человека – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) организма, механизмах регулирования физиологических процессов на разных уровнях.
Гигиена человека – наука о влиянии разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Анатомия, физиология и гигиена человека составляют основу современной медицины.
Клетки, сходные по строению, имеющие общее происхождение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани. В организме человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальная (покровный и железистый эпителий и др.), соединительная (волокнистая, костная, ткани внутренней среды – кровь и лимфа и др.), мышечная (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная), нервная ткань.
Органы – обособленные части организма, имеющие определенное строение и состоящие из различных видов тканей, из которых одна, как правило, преобладает.
Органы объединяются в системы органов, связанные функционально. В организме человека различают следующие системы органов: опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную и нервную.
Целостность организма обеспечивается нервными и гуморальными механизмами. Гуморальная регуляция осуществляется гормонами, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
Изучая материал по данной теме, следует учесть тесную взаимосвязь строения (морфологии) и функции органа (системы органов). Поэтому вначале следует рассмотреть строение органа (системы органов), а затем его (их) функции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

1. Описать внешнее строение органа (системы органов), его местоположение в организме человека и перечислить выполняемые им (ими) функции.
2. Описать внутреннее строение органа. Обратить особое внимание на морфофункциональную единицу данного органа (например, в легких – альвеола, в почках – нефрон, в костях – остеон и т.д.).
3. Рассмотреть физиологию органа или системы органов (например, механизм вдоха и выдоха, образование первичной и вторичной мочи, переваривание пищи в различных отделах пищеварительного тракта и т.д.) и механизм регуляции работы органа или системы органов.
4. Рассказать о значении нарушений строения и функции органа (системы органов) и возможной профилактике заболеваний, вызванных этими нарушениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: