Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Философия и история образования, теоретико-методологические основы: определение, объект, предмет, задачи, методологические подходы, принципы анализа всемирно-исторического процесса.

Философия и история образования - это система педагогических идей, учений, взглядов на образование и воспитание человека, наука, изучающая историко-педагогический процесс во всей его конкретности и многообразии.

Историко-педагогический процесс - это теория и история процессов образования, воспитания и развития человека в процессе исторического развития общества.

Объект - историко-педагогический процесс. Предмет - закономерности и этапы историко-педагогического процесса, педагогические теории и учения.

Задачи:

1. Выяснение закономерностей и этапов историко-педагогического процесса.

2. Изучение философско-педагогических взглядов, идей, учений о воспитании и образовании.

3. Изучение становления и развития школы и различных систем образования в процессе исторического развития человечества.

4. Внедрение в практику.

5. Прогнозирование образования.

Методология - система способов и принципов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологические подходы, которые используются при изучении философии и истории образования:

1. Антропологический, связанный с развитием человека (социолого-антропологическая теория Ш. Летурно).

2. Конкретно-исторический, связанный с периодизацией истории - древнейший мир (первобытное общество), древний мир (3 тыс. лет до н.э. - 3в. н.э.), средние века (4-16 в.в.), новое время (17-19 в.в.), новейшее время (20-21 в.в.).

3. Цивилизационный, изучающий развитие образования в разных цивилизациях: античной, восточной, американской и т.д.

4. Формационный, связанный с общественно-экономическим строем -рабовладельческим, капиталистическим, демократическим и т.д. (социолого-психологическая теория П. Монро).

5. Аксиологический, связанный с развитием культуры и ценностей, анализом ценностей как основы для определения целей воспитания (духовно-культурологическая теория К. Шмидта, К. Вентцель).

Все подходы взаимосвязаны между собой.

Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: научность, систематичность и последовательность, историзм, культурологический, принцип целостного подхода.

Этапы в истории образования выделены П. Каптеревым по субъекту целеполагания (кто определяет цели воспитания):

1. Общинно-семейный.

2. Церковный.

3. Государственный.

4. Общественно-демократический.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает знания о человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Изучение истории педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. - М.: Изд-во МГОПУ, НОУ, 1998. - 302 с.

2. Хрестоматия по истории педагогики. Тома 1-4. Составитель И.Ф. Свадковский. - М.: Гос. уч. Пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1838.

3. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. чл. корр. АПН СССР А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. - М.: Просвещение, 1972.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: