История как предмет исследования

ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

Обычно историю определяют как науку о прошлом. Но такое понимание истории является неточным и неполным. Во-первых, история, тем самым, сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, бывших в ранее отстоящие периоды. Ретроспективность сама по себе – не главное в истории. На самом деле история не только помогает людям вспомнить минувшее, но и предоставляет возможность преодолеть ошибки прошлого. История – это коллективная память людей о прошлом, но восстановленная по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем. Речь не идет о замене прошлого настоящим, о произвольной модернизации. Речь идет о том, что прошлое существует для нас через настоящее. Прошлого в буквальном смысле нет, но оно сохраняется в памятниках материальной и духовной культуры, становясь через них реальностью для поздних поколений.

Во-вторых, предмет истории как науки или историю как реальность нередко отождествляют со всеми проявлениями, движениями и устремлениями человеческой жизнедеятельности, со всеми событиями, включая и повседневность. Но это слишком широкое толкование истории. Конечно же, мелкие события жизни тоже включены в историю, но для понимания сущности исторического процесса важно расставить акценты на связи между событиями, обстоятельствами, между личностью и обществом.

В исторической взаимосвязи важно различать уровни и масштабы. Их много, они разные и к тому же всегда относительны. Личность, социальный институт, регион, страна, человеческое общество – все эти явления представляют разные уровни истории. Но они взаимосвязаны. Скажем, рассмотрение конкретной исторической личности всегда выводит нас на уровень социальной среды. Все эти уровни являются предметом исследований и интерпретации различных школ и направлений философско-исторической мысли от признания строгих законов в истории до представления истории бесформенной массой людей, их поступков, нагромождением случайностей, хаосом свобод и т.д.

В настоящее время историей как реальностью занимаются три науки: история, социология (эмпирическая и теоретическая) и философия (философия истории).

История исследует индивидуальные события и явления общественной жизни, высвечивая через них широкие общественные отношения, образцы поведения, политики и др. Для истории характерны методы типизации исследуемых предметов.

Эмпирическая социология изучает те же индивидуальные явления, но делает акцент на их структурных и функциональных особенностях (роль, статус личности или события и т.п.) Предмет рассматривается в известной самостоятельности по отношению к общественному целому. Теоретическая социология осваивает макроскопические реалии истории, выявляя функции и структурные особенности народов, государств и других крупных образований.

Философия рассматривает историю как целостную историческую реальность. Очевидно, что это сверхзадача. Целым истории завладеть невозможно. И не только потому, что история сложна и многообразна. Главное в другом – история непрерывно продолжается, она всегда открыта будущему. Да и в прошлое она уходит как в бесконечность. И все же в своих познавательных усилиях философия выходит на идею истории как целого. И в этих своих усилиях понять историю как целостность возникают метапаттерны, то есть образцы, модели истории. Паттерны встречаются и в истории, и в социологии, но в философии образцы истории достигают наивысшего обобщения. Именно эти метапаттерны и будут рассмотрены в качестве методов философского осмысления истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: