Форсайт компетенций
Автоматизация, переход от массового технологического уклада производства к локальному и при этом глобальная стандартизация приведут к значительному изменению картины рабочих профессий.
Появятся «элитные ремесленники», ориентирующиеся на индивидуальное производство высокого качества; «массовые ремесленники», которые с появлением технологий удалённого производства займутся чисто моделированием на основе 3D-печати; и smart workers – это, фактически, операторы и проектанты, в эту категорию подадут нынешние инженеры, программисты, веб-дизайнеры. Smart workers станут основой рабочих профессий будущего.
И последний тип — непрофессионалы, люди, которые любят и умеют что-то делать своими руками. На верхушке этой пирамиды будут находиться «супер управленцы-инженеры», те, кто проектируют системы, опираясь как на технологические, так и социальные аспекты.
Форсайт образований
Основным трендом, влияющим на всю систему образования в целом являются информационно-коммуникационные технологии.
Уже появляются и будут развиваться дальше разнообразные образовательные онлайн-сервисы, которые станут носителями педагогики нового типа. Это касается всех этапов обучения человека: дошкольного, школьного, высшего образования и дополнительного. Кроме того, прогнозируют дальнейшую стратификацию образования на элитное и массовое.
В первую очередь, это коснётся среднего образования — разделением на элитные школы, где будут опираться на новую педагогику, и массовые, которые по своей сути превратятся в «камеры хранения». В таких школах в основном будут следить, чтобы дети занимались на образовательных сервисах, а не лазили по ненужным сайтам.
Далее: появление Lego-образования: человек сможет собирать себя сам на протяжении всей жизни. «Это пространство, где есть заданные обществом стандарты, но сборку делают сами люди в пределах своих персональных траекторий», — Павел Лукша.
Высшее образование становится не только профессиональным образованием, но и элементом социализации, приобретением человеком определённого культурного уровня. Таким образом, дополнительное образование начинает всё больше заменять собой вузовское содержание.
Развитие технологий постепенно ведёт к появлению комфортного жилья, оснащённого всем необходимым. Умный дом с солнечными батареями, системой жизнеобеспечения, 3D принтерами, которые напечатают всё, что нужно человеку.
Удовлетворение всех потребностей ведёт к застою, пропадает желание развиваться, думать, учиться. И это один из трендов, которого испугались сами составители карты городских пространств. На уровне 2030 года они прогнозируют угрозу наступления нового средневековья, нового варварства.
И если группы, делавшие доклад по теме образования, говорили о человеке, стремящемся к новым знаниям на протяжении всей жизни, докладчик Павел Морозов высказался таким образом: «Наше ощущение: чем больше человек уходит в цифру, тем меньше он захочет учиться». И, как решение этой проблемы, предлагается найти способ заставить людей выйти из цифрового пространства и социализироваться.
Участники группы после долгого размышления пришли к выводу, что стимулировать людей выйти в оффлайн можно только играя на его страстях. Прежде всего – это любовь (истинную любовь не найдешь в интернете), далее – желание конкурировать. Туризм – ключ, который может вывести людей из цифры, поэтому очень важно развитие разнообразных проектов и идей, стимулирующих путешествия.






