Человек появился в результате биологической и социальной эволюции. Он приходит в мир как индивид, представитель вида Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, чем социальное. В то же время, понятие «индивид» включает задатки психологических качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне [1, с. 54]. Индивид воспитывается в обществе, без которого невозможно существование человека. В истории известны примеры того, как маленькие дети были выращены животными, но эти индивиды по своему поведению больше походили на животных, чем на людей. Человек является носителем социальных качеств и свойств, сочетание которых и определяет его как личность. Эти качества у индивида возникают только в процессе проживания в обществе.
Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры [2, с. 259].
Личность – активный элемент социальной системы. Личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их достижения. Каждая личность уникальна, непохожа на другие, поэтому говорят об индивидуальности каждого человека. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности человека. Это набор черт, присущих только данной личности [1, с. 54].
|
|
Личность изучается рядом наук: психологией, философией, физиологией, социологией и др. Социологический подход заключается в определении социальных свойств и качеств личности, т.е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и общества в целом. Именно эти качества определяют в большей степени поведение человека. Существенный вклад в исследование личности внесли: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Ч. Кули считал, что личность – продукт социальных взаимодействий (интеракций) и представлений человека о себе. Это и есть структура личности («теория зеркального Я»).
По мнению социологов, в формировании личности существуют определённые этапы. Дж. Мид считал, что с момента рождения человек проходит 3 стадии формирования личности:
– стадия имитации (подражания) – ребёнок бессознательно подражает поведению взрослых;
– стадия ролевых игр – ребёнок «примеряет» определённые роли (роль папы, космонавта и т.д.);
– стадия коллективных игр – ребёнок учится распознавать ожидания окружающих; способен участвовать в коллективных играх [1, с. 57].
По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я – сам" и "Я – меня".
|
|
"Я – сам" – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.
"Я – меня" – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я – сам" реагирует на воздействие "Я – меня" так же, как и на воздействие других людей [3].
По мнению З. Фрейда, структура личности состоит из трёх элементов:
1. Ид «Оно» – бессознательный компонент личности.
2. Эго «Я» – сознательный компонент личности, контролирует поступки человека.
3. Суперэго «сверх-Я» – оценочный компонент личности, сложился благодаря социальному контролю [1, с. 58].
Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и «Супер-эго» [3].
С каких бы позиций ни анализировали личность и её структуру авторы указанных теорий, общим для них остаётся один момент – общество и личность тесно взаимосвязаны.
Таблица 5.1
Теории развития личности*
Теория | Теоретик | Основная идея |
Теория развития личности | Чарлз Кули (теория «зеркального я») | Эффект зеркального отражения: у людей представлений о том, как их оценивают другие. |
Джордж Герберт Мид | Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я», «Меня». | |
Психоаналитические теории | Зигмунд Фрейд | В своём развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряжённость межу «Оно» и «Сверх Я». |
Эрик Эриксон | На своём жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов. | |
Теория нравственного развития | Лоренс Колберг | Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей. |
*Таблица из источника: Смелзер, Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: хрестоматия / материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php
Таким образом, личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.