Организации по борьбе с терроризмом

ООН как организации глобального масштаба, призванной отвечать на глобальные вызовы времени, то ее возможности явно не соответствуют задачам антитеррористической борьбы. Впрочем, это относится и к потенциалу других межгосударственных механизмов, в частности, НАТО, возможно ШОС.

Единственной альтернативой международному терроризму на сегодняшний день является неформальная межгосударственная антитеррористическая коалиция, образованная по инициативе США после 11 сентября. Россия является ее участницей.


46. Виды глобализации. Либеральная глобализация и ее последствия для России. Культурные сценарии глобализации.

Ответы предыдущего курса.

Глобализация находит свое выражение в процессе расширения и усложнения взаимосвязей и взаимозависимостей между государствами, в формировании планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду. Другим измерением стала культурная глобализация, вырастающая из технологической революции и экономической глобализации, которые вместе способствуют передвижению культурных товаров. И, наконец, существует политическая глобализация, во многом производная двух первых форм. И все же основное внимание политики и исследователи уделяют экономическому измерению глобализации. Это вполне естественно, так как именно в экономической сфере глобализация проявляет себя с наибольшей силой. Однако даже собственно экономическая сторона глобализации не может быть полностью раскрыта, если мы будем абстрагироваться от того факта, что глобализация носит комплексный характер.

Регионализация обратный процесс – возник в связи с защитными функциями.

Связь глобализации с прошлым:

1-ая волна была ощутима до 1 мировой войны (объединенная Европа, Лига Наций появляется) Потом ООН – 45 год

2 волна в связи с развалом советского союза и появлением одной державы - США

Тенденция нарастания глобализации связана с развитием многополярных отношений. Сегодня идея глобализма пересекается с христианскими идеями, идеями социализма. (Идея гуманизма – не будет нищих, войн и др, если будет единое пространство.)

Основные противоречия глобализации:

1. То что одним хорошо, не обязательно является хорошим для других. (то, что русскому хорошо – немцу смерть).

2. Стирается самобытность наций.

3. В первую очередь, речь идет об углублении глобального неравенства между различными странами и регионами современного мира. Одновременно происходит расслоение на относительно благополучные страны, вписавшиеся в процессы глобализации, и "неудачников", остающихся на обочине мирового прогресса.

4. Глобализация сопровождается определенным ослаблением роли государства в политико-экономической структуре всемирного сообщества. Оно стало чувствовать себя всего лишь одним из действующих лиц сферы международных отношений, а отнюдь не всесильным монополистом.

Признаки нарастания взаимозависимости государств:

1. Углубление международного разделения труда

2. Совершенствование международной транспортной структуры

3. Нарастание глобального информационного пространства

4. Стремительное развитие транснациональных производственных структур

5. Ускоренное распространение новых технологий (ВПК, ядерн, технич)

5. Формирование международного финансового рынка, являющегося основой нового мирового рынка (мировой валютный фонд, центробанк)

6. Нарастание взаимозависимости гос.систем. Стираются нац.границы и снижается роль гос.институтов


47. Эмиграция и иммиграция в глобализирующемся обществе.

Ответы предыдущего курса

Иммиграция - въезд граждан одной страны в другую страну на временное или постоянное проживание. Иммиграция определяется экономическими, военными, политическими, религиозными и другими причинами. В большинстве стран установлены специальные иммиграционные ограничения и квоты. Эмиграция, от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам, ныне более всего в США, Бразилию, Аргентину и др. страны Америки, Австралию, южн. Африку. В настоящее время, иммиграция как вариант переезда в иное государство без возможности или желания вернуться в страну рождения ушел в прошлое. Все большее значение приобретает возможность иметь легальное право жить, учиться и работать в любой выбранной стане. Чтобы эти возможности осуществились на практике, необходимо юридически грамотно провести иммиграционный процесс. Современные тенденции международной миграции:

рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают); рост вынужденной миграции (больше всего из Африки; из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80% беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат); увеличение демографической значимости международной миграции (в России международная миграция играет ведущую роль в демографическом развитии страны; в развитых странах та же самая тенденция); глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены; определились страны с преобладанием иммиграции и страны с преобладанием эмиграции); качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования, многие страны имеют специальные программы, чтобы человек оставался там как можно дольше — США, Франция, Канада, Швеция); двойственный характер миграционной политики (ужесточение и регламентация миграционной политики против интеграции; в то же время определяющая составляющая миграционной политики — иммиграция).

Многие русские люди уезжают из России на заработки и за лучшей жизнью, в страны Запада. Однако в Россию, особенно из средней Азии, едет много людей, из постсоветских стран, которые говорят по-русски, что облегчает им адаптацию и привыкание в новой жизни. Волею чиновников, проводящих неверную национальную политику, иммигранты становятся соперниками для русских, живущих в необъятной российской глубинке. Во многом благодаря неумелой политике, множество «пришлых», занимаются торговлей, монополизируя мелкий бизнес и особенно рынки. Это приводит к оттоку денег из России, к неоправданно высоким ценам, появлению национальных бандитских объединений, криминализации торговли, контрабанде наркотиков, проституции, что вместе взятое, приводит к обострению национальных отношений, шовинизму и откровенному русскому фашизму. Массовая иммиграция ведет к дестабилизации социальных и политических отношений как в принимающих, так и в покидаемых иммигрантами странах, а нередко — и к обострению отношений между ними. Одновременно растет разрыв в уровнях развития между богатыми и бедными странами, с одной стороны, а с другой — внутри «третьего мира», мира бедных стран.

Ответы к Азату

Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих странах.. В условиях глобализации все страны попытаются привлечь талантливых специалистов и квалифицированных работников, охотно предоставив им визы и впустив на свой рынок.

Высококвалифицированный труд является частью глобального рынка труда — той частью, что пользуется растущими преимуществами мобильности. Стратегии мобильности этой группы — имеющей тенденцию развивать транснациональные жизненные пространства и располагать более чем одним постоянным местом жительства — поставили под вопрос традиционное определение международных миграций

И экономические теории, и общие наблюдения за развивающимися процессами указывают на тот факт, что движение товаров и услуг тесно связано с движением людей. Эта связь может быть комплементарной по своей природе или же она может влечь замещение одного явления другим. Например, миграционные потоки предполагают движение денежных переводов между странами[-реципиентами и донорами миграции]. В свою очередь, международная торговля определенными услугами и интернационализация производственных процессов становятся поводом для миграции и тех, кто оказывает данные услуги, и тех, кто их потребляет.

Долговременная миграция сократилась, краткосрочные перемещения — т.е. временные и сезонные миграции, а также и в особенности так называемые недельные и суточные «маятниковые» поездки между соседними странами — возросли.

Что касается новых миграционных тенденций, то ситуация может быть суммирована следующим образом: более высокая циркуляция (оборот) и более сильная сегментация. В общем и целом, количество постоянных иммигрантов — или долговременных иммигрантов — увеличилось. Однако это увеличение не было длительным или глобальным. Тем не менее доступные свидетельства позволяют заключить, что оборот — иными словами, число и частота — краткосрочных перемещений, связанных с туризмом или причинами, имеющими отношение к занятости / трудоустройству, заметно вырос. Даже учитывая то, что большая часть этих перемещений остается не учтенной (либо по той причине, что разрешение на въезд не требуется, либо потому, что эти перемещения являются «нерегулярными» в плане их легальности), туристическая статистика, равно как и данные нескольких принимающих стран и специальные исследования, проведенные в Восточной Европе, приводят к выводу, что количество въездов и выездов / прибытий и отбытий растет.

Другими новейшими тенденциями являются «феминизация» миграционного феномена, рост числа мигрантов, не имеющих легальных документов, и — вследствие этого последнего обстоятельства — распространение организованной преступности в среде нелегальных мигрантов: подпольная транспортировка людей через границы (trafficking) и работорговля.

Даже хотя большинство иммигрантов по-прежнему остаются менее квалифицированными, чем коренные рабочие принимающих стран, спрос на труд, отмеченный в принимающих странах, эволюционирует в сторону более квалифицированной рабочей силы. Принимающие страны всё более усиленно поощряют привлечение квалифицированных эмигрантов в те области и секторы, которые испытывают явную нехватку труда, — как в случае с отраслями, которые производят и используют информацию, коммуникации и технологии высокого уровня.


48. Общественное мнение: природа и функции. Основные подходы.

Ответы предыдущего курса Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В.Н. Лавриненко: «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях» Елсуков: «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (в вербальной и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом».

Суммируем все определения: общественное мнение социальной общности - это специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности. Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. Выразители: классы, социальные слои, содружество классов, народ. Мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Г.В. Плеханов «Очерки по истории материализма»: «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».

Этапы общественного мнения:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

6. Возникновение общенародного мнения.

Функции общественного мнения: ( различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы).

1) Экспрессивная функция (в узком смысле - контрольная)- самая широкая по своему значению. О.М. всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

2)Консультативная: О.М. дает советы относительно способов разрешения социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. О.М. будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

3)Директивная: общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место. В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное - выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам, в нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное - связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления и напряженной работы мысли. По своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного ОМ: вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. ОМ может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.


49. Этнос и этнические процессы. Современная ситуация в сфере национальных отношений. Современные этнонациональные процессы.

Ответы предыдущего курса

Этнос – группа людей, объединенных общим языком, верой в единое происхождение, общей культурой, обычаями, традициями. (Широкогоров)

Три подхода к пониманию этнического феномена – примордиалистское, инструменталистское и конструктивистское.

В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи». Сторонники эволюционно-исторического – направления примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами – языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп. Наибольшее распространение получили представления об этносе, сформулированные Ю.В. Бромлеем. Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях – территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Согласно инструменталистскому направлению, этническая группа трактуется как общность, объединяемая интересами, а этничность – как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе. Согласно третьему – конструктивистскому – подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков.

Этнос может состоять из 1) этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2) этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Этнос может быть разделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов.

Этнические процессы:

Для понятия «этническая стратификация» точка отсчета - этническая или расовая принадлежность. Термин служит для изучения влияния этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

Этнокультурная адаптация в иной социокультурной среде происходит в формах ассимиляции и аккультурации. При ассимиляции человек (группа) принимает (добровольно или принудительно) ценности и нормы принимающей этнической среды, они как бы растворяются в новой среде. Ни они себя, ни принимающая среда их не воспринимают как <чужаков>. Полная ассимиляция может происходить лишь во втором, третьем поколении. При аккультурации сохраняются свои основные этнокультурные характеристики, но меньшинства принимают и следуют нормам и ценностям новой социокультурной среды. Э тническое слияние (консолидация): несколько близких по культуре и языку соседних этносов объединяются в один, нередко долгое время продолжая сохранятся в качестве частей этого нового этноса — субэтносов (чаще всего - когда все они оказываются в пределах одного геосоциального организма). Этническое включение (этническая инкорпорация) — превращение ранее самостоятельного этноса в субэтнос в составе крупного соседнего этноса. Например, к настоящему времени мегрелы, а в какой-то степени и сваны, превратились в субэтносы в составе грузинского этноса. Этническое расщепление (этническая дивергенция) — разделение ранее единого этноса на несколько новых самостоятельных этнических общностей (чаще всего связано с распадом определенного геосоциального организма). Межэтническая интеграция — постепенное сближение всех обитающих в пределах страны или ее крупных историко-географических областей больших и малых народностей и наций в социально-экономическом и языковом отношении, в области материальной и духовной культуры и других сферах жизни.

Основными факторами, влияющими на этнонациональную ситуацию в современной России, являются последствия распада Советскою Союза, социально-экономические и политические трансформации в постсоветском пространстве, неудачи и просчеты в перестроечных процессах, в реформировании общества, манифестные проявления этничности и рост этнонационального самосознания.

Сегодня межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России. Еще в 1992 г. - около 70 зон потенциальных межнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз), некоторые из них на данный момент привели к человеческим жертвам; в Чечне - даже к крупномасштабным военным действиям.

Негативные последствия национальной политики КПСС больше всего сказались именно на русской нации: выполняя роль главной, ведущей нации, будучи «оплотом интернационализма» русский народ не смог в достаточной мере выработать национального самосознания, утратил многие прежние национально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытной русской культуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорила о «русской идее» и глубинных корнях отечественной культуры. Россия в роли народа «интернационалиста» давала возможность проживания на своей территории представителям всех других этнических групп. Одна из самых актуальных проблем сегодня - положение русского населения в бывших республиках СССР, где очень сильны тенденции этноцентризма и рост националистических настроений. Основные тенденции этих отношений:

1) утрата прежнего высокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальных государств открыто проводят политику выживания представителей русской этнической группы, лишая их политических и гражданских прав (Эстония, Литва, Латвия, Украина и др.).

2) рост сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик (Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия) заявили о создании собственной государственности и, не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, проводят линию на расширение своих прав в хозяйственных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населения во многих республиках, его культурная интеграция с местными этническими группами, входящими в состав Российской Федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.


50. Молодежь как специфическая социальная группа в современной России. Молодёжные субкультуры.

Ответы предыдущего курса.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Современное определение: м. - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В России: Эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ. Основное содержание культуры - протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются. Образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых <мыльных опер> (для девушек) и видео триллеров типа «Рембо» (для юношей). Однако "вестернизация" культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: групповые и индивидуальные поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Также сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их отстраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) - для себя. Всё большее количество молодых людей в последнее время заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседниками. И это приводит к отчуждению от внешнего мира. Проблема состоит в том, что злоупотребление Интернетом и другими средствами виртуального общения ведёт к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, неудачам в учёбе и работе.

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер). Хиппи – первая волна во второй половине 60-х гг – нач. 70-х.; вторая волна – 80, затем спад. В сер. 90-х гг.- третья волна (ориентация на самосознание; атрибуты – фенечки, рюкзаки, колечки). Критерии субкультур: - наличие групповых ценностей, норм; - численность (с 1000); - внешняя атрибутика, а именно: элементы сленга + постоянное общение внутри группы; правила, по которым определяется принадлежность к группе (свой или чужой), а также санкции; пр.: Идеалисты, Толкинисткие движения, Байкеры, Хакеры. Радикально-деструктивные субкул-ры: - Панки, Металлисты, Сатанисты, Анархисты, Скинхеды, Криминальная молодежная субкультура

51. Понятие коммуникации. Классификация видов и форм коммуникации.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.1

Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Коммуникацияэто процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Коммуникация позволяет нам установить “общность” друг с другом. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением институциональной жизни.

Вербальная коммуникация.

В 1957 г. Ноэм Хомский выдвинул предположение о том, что человеческие существа обладают врожденным речевым механизмом, который Хомский определил как приемы усвоения языка. По мнению Хомского, базовая структура языка имеет биологические каналы; они образуют нечто вроде врожденной “заполняющей” системы, отвечающей за упорядочивание слов и фраз, из которых состоит человеческий язык. Ребенку остается только усвоить особенности языка, принятого в его обществе.

Невербальная коммуникация.

Существует множество невербальных коммуникативных систем. Представим некоторые из них.

Язык телодвижений. Телодвижения и жесты выполняют роль сигналов.

“Параязык”. Невербальные звуковые сигналы, оформляющие речь,– тональность, громкость голоса, темп речи, паузы и вздохи – являются богатым источником информации.

Размещение. То, как мы используем социальное и личное пространство, тоже является своего рода сообщением.

Прикосновения. Путем физического контакта, например прикосновений, поглаживаний, похлопываний и рукопожатий, мы передаем свои чувства к другим людям. Однако прикосновение может быть нарушением прав личности или стать символом власти, когда люди хотят подчеркнуть различия в статусе.

Артефакты. Нам свойственно использовать предметы, в том числе некоторые виды одежды, косметику, парики, монокли, украшения, духи и драгоценности, чтобы дать окружающим представление о своем поле, ранге, статусе и о своих вкусах.

Некоторые аспекты невербальной коммуникации, например многие жесты, особенно подвержены влиянию культуры.

Способы выражения и интерпретации определенных чувств могут быть универсальными, что предполагает наличие сильного биологического компонента. Но в каждой культуре существуют собственные “правила выражения чувств”, определяющие, каким образом и когда подобает выражать те или иные эмоции и к каким последствиям это приведет.

Осипов Москвичев

Определение. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы. Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов». Существует большое количество определений коммуникаций.

Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т. п. посредством символов — слов, картин, графиков и др. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И наконец, коммуникация —это механизм, посредством которого реализуется власть.

В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов*:

1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор;

2) что? (передается) — сообщение;

3) как? (осуществляется передача) — канал;

4) кому? (направлено сообщение) — аудитория;

5) с каким эффектом? — эффективность.

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации:

межличностную, групповую и массовую.

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу», контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны, коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интсракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос—ответ, просьба—отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование

определенных межличностных отношений.

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20—30 человек), принято говорить о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т. е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т. е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

Массовая коммуникация — это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств, печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Власть – способность и возможность политических субъектов оказывать влияние на поведение политических объектов посредством воли, авторитета, права или насилия. (Федоркин)

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. (Вол, Добр)

Культура – биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты); организованные совокупности этих артефактов; созданная самими людьми динамическая среда существования и самореализации людей; источник регулирования социального взаимодействия и поведения людей. (Осипов)

Номинальная группа - статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава. (ДК)

Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. (Вол, Добр)

Общество - определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. (Осипов)

Объект науки – это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. (Осипов)

Объект социологии - социальная реальность, общество в целом и отдельные его части. Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук. (Осипов)

первичные социальные группы – социальная группа малого объема, состоящая из постоянно взаимодействующих индивидов, характеризующихся высокой степенью идентификации ее членов с нормами и ценностями группы (Осипов)

Политика – субъект-субъектные отношения по поводу достижения, удержания, распределения и использования политической власти. (Федоркин)

Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. (Осипов)

Предмет социологии – особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений. (Осипов)

Реальная группа - большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно. (ДК)

Референтная группа – социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.(Осипов)

Система – предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. (Осипов)

Социальная роль – динамическая сторона и функциональное предназначение социального статуса; нормативно одобренный образец (модель) поведения личности, соответствующий требованиям, которые предъявляются к данному статусу. (Осипов)

Социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Социальная трансформация – это заданная и вырабатываемая мера должных изменений, в рамках которой идет отбор наиболее существенного и перспективного, происходит адаптация общества к изменениям среды через формирование программ, проектов, целей, технологий, разрешение противоречий и т.п.

Социальное движение (обычно во мн.ч.) - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Социальные изменения – перемены, происходящие в течении некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как в социетальной системе.

Социальный институт – совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирония системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения. (Осипов)

Социальный класс - относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение. (ВД))

Социальный статус – положение личности в обществе; совокупность прав и обязанностей человека как члена данного общества (или группы). (Осипов)

Социология – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.(Осипов) Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

Вторичная девиация – девиантное поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции со стороны других.

Глобализация – обеспечение единого свободного пространства, где свободно перемещаются люди, капитал и т.д. В широком смысле можно рассматривать как стратегическое направление развития всего человечества. В узком смысле – это современный этап развития человечества, который пришел на смену периода холодной войны, базируется на достижениях информационных, технологических революциях.

Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Гражданское общество – собирательное понятие, охватывающее всю внегосударственную сферу бытия граждан и их объединений, т. е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю власть имущих, государства.

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. девиация есть то, что общество считает отклонением.

Демографическая политика - система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения.

Демографический процесс -воспроизводство населения в целом или изменение численности всего населения в результате рождений и смертей.

Деноминация – промежуточная форма между церковью и сектой.

Деньги – социально-экономический институт, обеспечивающий распределение, калькуляцию и оценку благ (экономических ресурсов) в процессе экономического обмена.

Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения существования семьи.

Иммиграция - въезд граждан одной страны в другую страну на временное или постоянное проживание. Иммиграция определяется экономическими, военными, политическими, религиозными и другими причинами. В большинстве стран установлены специальные иммиграционные ограничения и квоты. Эмиграция, от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.

Коллективное поведение (англ. – collective behavior) – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников.

Конфликт – столкновение интересов взаимодействующих групп.

Культ – аморфная религиозная группа, которая выживает благодаря харизматическому лидеру; она держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию.

Личность – системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей

Массовое поведение - тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

Миграция населения — это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню).

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. (БСЭ)

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Первичная девиация, как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

Производство – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Религия – система верований и обрядов, а) относящихся к священным, т.е. отделенным от других и считающихся запретными, вещам, и б) объединяющую всех тех, кто придерживается этих верований и обрядов, в одну моральную общину, называемую церковью. Как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного

Рынок – социальный институт обеспечивающий обмен экономическими ценностями (товарами) между продавцами и покупателями, ориентированными на максимизацию выгоды.

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Секта – волюнтаристское объединение лишь достойных в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добровольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая вос­производство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Собственность – социальный институт, который обеспечивает функциональную, нормативную и экономическую связь субъектов экономического поведения (индивидов, групп, организаций и т.п.) с объектами собственности (различными экономическими ресурсами; является стартовым условием всех экономических действий.

Социализация – процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе социальной стратификации.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальный конфликт - особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием, другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Терроризм - негосударственное применение или угроза применения насилия с целью посеять панику в обществе, ослабить или даже ликвидировать его обязательства и привести к политическим изменениям.

Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью.

Церковь – это общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях

это воздействие государства и общества на демографические процессы с целью их изменения.


[1] Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а так же их различными индивидуальными качествами.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а впроцессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами: эмерджентностью.

[2] Triandies H.C. Introduction to Handbook // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. I. Perspectives / Eds. H.C. Triandies, W.W. Lambert. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980. P. 3.

[3] Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а так же их различными индивидуальными качествами.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами: эмерджентностью.

[4] Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а так же их различными индивидуальными качествами.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами: эмерджентностью.

[5] Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а так же их различными индивидуальными качествами.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами: эмерджентностью.

[6] Cooper Р. Sociology. An introduction course. L., 1988. P. 133—136.

[7] Вебер. Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных идревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привелегий. Харизматическая власть опирается на господствующую веру в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм; основа такой власти проявляется в проекции на него образа отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональный характер власти опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признании большинством особенности права государственных органов на осуществление власти.

[8] Аристотель отмечал феномены перерождения власти: автократию в тиранию, олигархии в плутократию (господство преступников), демократию в охлократию (господство толпы). В основе перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: