Ш 51
Священник Евгений Шестун. православная педагогика. -
Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с. ISBN 5-8011-0004-0
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
протоиерей Валентин Асмус;
доктор психологических наук, профессор В. В. Рубцов;
Н.К. Гаврюшин
Научный редактор А.Д. Червяков
Исторические психолого-педагогические очерки "Православная педагогика" кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики - исторического фундамента традиционной российской школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.
|
|
"Православная педагогика" будет полезна исследователям, работающим в области педагогики и психологии, священнослужителям, учителям, студентам духовных и светских учебных заведений, родителям, а также всем благочестивым читателям, интересующимся данной проблемой.
ISBN 5-8011-0004-0 ® Священник Евгений Шестун
® Макет и художественное оформление -000 "Православная Самара", 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................…………………………………………..................……………….........……….. 6
ВВЕДЕНИЕ
Человек и духовный мир.......................................………………………………………………………..….. 10
Предмет и основные понятия православной педагогики ……..……………………………..……….…. 16
Определение православной педагогики.............……………………………………………..……… 16
Предмет православной педагогики................……………………… ……………………………….. 28
Основные понятия православной педагогики.……..…………………………….…………………. 29
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Воспитание в свете Божественного откровения ………..............………………….………………….…. 39
Ветхозаветное учение о воспитании........................….…………………………………………… 39
Христианство и воспитание.......................................………………………………………………..46
Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей Церкви ….............………………. 51
Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании.......………………… 51
Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании.......................................……………… 71
Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века.......................……………………….. 89
|
|
Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви.....................................…….………. 117
Роль русских святых в духовной жизни общества......………………………………………….... 117
Святитель Филарет, митрополит Московский..…....…………………………………………... 118
Епископ Феофан, Вышенский Затворник................….…………………………………………..... 129
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.............…………………………………………….... 142
Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского).....…..…………………………….…………...… 151
Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы ……..…………. 179
Зарождение идеи "чистой философии и религиозное сознание….....................……….….…. 179
Эллинское язычество и византийское православие......………………………………………… 186
Свет естественного разума и христианское обновление ума..................………………….. 203
Молчание русской философии..................................………………………………………………... 206
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)...................……………………………………..………. 213
Философские дискуссии в России в первой половине XIX века.................……………………. 225
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856).………...................……………………………………. 239
Обзор основных работ И.В. Киреевского.………....................……………………………………. 245
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860........…………........…….……………………………... 276
Учение А. С. Хомякова о Церкви................................……………...……………………………….. 285
Гносеологические воззрения А. С. Хомякова и его взгляды на общественное
воспитание в России..………………………………………………………..………………………... 290
Самобытность традиции в русской философии.........………………………..……………….... 297
Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300
Николай Иванович Илъминский................................……………………………………………….. 300
Сергей Александрович Рачинский............................…………………………………….………….. 317
Константин Петрович Победоносцев..........…..........……………………………………………... 334
Общий исторический обзор основных педагогических течений …….................................……… 352
"Просвещенство" как постепенный отрыв от христианства (анализ
В. В. Зеньковским основных педагогических течений…….……….…………………...………... 352
Антихристианская суть Валъдорфской педагогики......………………………………………... 376