double arrow

О плодах доброго воспитания

Причины потери благодати, полученной при крещении

Благодать крещения не сохраняется вследствие несоблюдения правил и законов воспитания. Главнейшие причины следующие:

1. Отдаление от Церкви и от ее бла­годатных средств. Это убивает росток христианской жизни. Разобщаясь с источником, она начи­нает увядать.

2. Мнение, что тело может развиваться без вреда для души. Между тем в его потребностях кроются седалища страстей, которые вместе с телом развиваются, коренятся и овладевают душой.

3. Отсутствие цели развития души и путей ее дости­жения. При всей заботе о современном образовании это приводит к разжиганию пытливости, своеволия и жажды наслаждений.

4. Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко принимаются во внимание. Забота в основном сводится к видимому состоянию, а не к внут­реннему.

5. Вступление в юность без предварительного развития добрых начал и решимости жить по-христиански. Предание себя жажде впечатлений через развлечения, легкое чтение, разгорячение воображения мечтами, неразборчивое общение с подобными себе, и особенно с другим полом, исключи­тельная научность и преданность духу мира, мыслям, пра­вилам и обычаям, враждебным благодатной жизни и ста­рающимся подавить ее.

И одной из этих причин достаточно для того, чтобы погасить в человеке благодатную жизнь. Но большей ча­стью бывает, что они действуют совместно и одна неминуе­мо привлекает другую. В совокупности они так заглушают духовную жизнь, что и малейших следов ее не бывает, как будто человек и не имеет духа и создан не для общения с Богом, не имеет для этого предназначенных сил и не по­лучил благодати, оживляющей их.

Преимущества сохранивших благодать святого крещения

Плодом доброго воспитания является сохранение благодати святого крещения. Кто сохранил благодать креще­ния, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества:

1. Целостность естественного благодатного состава. Человек предназначен быть вместилищем необыкновенно высоких сил, готовых излиться на него из источника всех благ, только пусть не расстраивает себя, свою природу. И кающийся может быть исцелен, но ему не дается знать и чувствовать то же, что не падавшему, он не может наслаж­даться той целостностью и обладать тем дерзновением, ко­торое бывает ее следствием.

2. Живость, легкость и непринужденность в доброделании. Он ходит в добре, как в единственном родном себе мире. Живет в простоте сердца, в некоторой ублажающей его. уверенности спасения, и уверенности необманчивой. Кающемуся необходимо долго напрягать свои силы и приучать себя к этому добру, чтобы совершать его легко. Но, и достигнув этого, приходится держать себя в напряжении и некотором страхе.

3. В его жизни устанавливается некоторая ревность и безостановочность. В нем нет ни порывов, ни ослабления. Как дыхание большей частью совершается ровно, так и у него совершается хождение в добре. Бывает это и у пока­явшегося, но не скоро приобретается и не в таком совер­шенстве является.

4. Не падавший всегда молод. В нравственных чертах его характера отражаются чувства дитяти, пока оно еще не сделалось виновным перед отцом. Здесь первое чувство невинности - детство во Христе, как бы неведение зла. Сколько оно отсекает у него помыслов и томительных вол­нений сердца! Затем необыкновенное радушие, искренняя доброта, тихость нрава. В нем во всей силе обнаруживаются указанные апостолом плоды Духа: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воз­держание" (Гал. 5, 22-23). Он словно облечен "в милосер­дие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" (Кол. 3, 12). Он сохраняет непритворное веселонравие, духовную радость, ибо в нем Царствие Божие, которое есть мир и радость о Духе Святом. Ему свойственна некоторая прозорливость и мудрость, видящая все в себе и около себя и умеющая распоряжаться собою и своими делами. Сердце его принимает такое настроение, что тотчас говорит ему, что и как надо сделать. Наконец, ему свойственны небоязнь падений, чувство безопасности в Боге. "Кто ны разлучит от любве Божия?" (Рим. 8, 35). Все это в совокупности делает его доброуважаемым и любезным. Он невольно влечет к себе. Существование в мире таких лиц есть великая благо­дать Божия по отношению ко всем остальным людям.

5. Главнейшее же нравственное совершенство сохра­нившего себя в годы юности есть некоторая непоколеби­мость добродетели во всю жизнь. Правильный настрой ста­новится природой человека, и если несколько нарушается, то скоро приходит в первоначальное состояние. (1. 60-66)

ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: