Содержание дисциплины

Теории и технологии обучения

Тема 1. Сущность и теории обучения.

Дидактика как общая теория образования и обучения. Объект, предмет, задачи, функции дидактики. Процесс обучения: сущность, функции, двусторонний характер. Движущие силы, противоречия, логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.

Дидактические концепции: традиционная (ассоциативная), педоцентристская, современная система дидактики (конструктивно-деятельностная). Анализ современных дидактических теорий: теория проблемного обучения, теория развивающего обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.

Тема 2. Структура и проектирование процесса обучения.

Подходы к определению структуры процесса обучения: с позиции общей теории деятельности (И.Ф. Харламов); целостности и динамики учебного процесса (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); выделение звеньев процесса обучения как универсального элемента одного «типичного шага» обучения, отражающего его существенные характеристики (Ю.К. Бабанский); с позиций логики познавательной деятельности учащихся (М.А. Данилов, Н.А. Сорокин).

Характеристика основных компонентов структуры процесса обучения. Логика процесса обучения и усвоения знаний. Социальный заказ и цели обучения. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования. Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения.

Тема 3. Содержание образования. Учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Понятие содержания образования. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее компетентности. Современные требования к содержанию образования. Документы, регламентирующие содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план. Понятие «учебная программа». Структура и способы построения учебных программ. Виды учебных программ. Особенности программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Понятие учебно-методический комплекс. Учебник как массовая учебная книга. Особенности учебника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: