Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греческого sthenos — сила), повышающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх заставляет при опасности бежать быстрее лани, а астенический страх приводит в оцепенение людей и животных (что тоже имеет биологический смысл: не выделяться из фона, казаться неживым предметом). Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Наиболее древними филогенетически являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания. Физиолог Олдс вживил в мозг крысы электрод, с помощью которого он раздражал нервный центр удовольствия. Затем он научил крысу самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычажок, замыкая таким образом электрическую сеть. Испытываемое при этом крысой ощущение удовольствия приводило к тому, что она нажимала на рычажок до двух тысяч раз подряд. Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болезней, когда по медицинским показаниям больным людям вживляли в мозг на длительное время электроды, стимулируя через них нервные клетки. Возбуждение с терапевтической целью участка мозга, вызывающего чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил: «Доктор, пораздражайте меня еще».
|
|
Более сложными являются другие положительные (радость, восторг и т. п.) и отрицательные (гнев, горе, страх и др.) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от испытывания страха в «комнате ужасов» или при катании на «американских горках», от переживания неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у других — радостное, приподнятое настроение.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроение, собственно эмоции и аффект.
Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна (при плохом настроении после сна говорят, что «он сегодня встал с левой, или не с той, ноги»). Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Поэтому создавать радостное, приподнятое настроение у учащихся на уроке — важная задача учителя.
|
|
Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека и имеют хорошо осознаваемую причину их появления.
Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).
Проявления аффекта в нормальной обстановке свидетельствуют либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся него нервно-психическом заболевании.
Функции эмоций: защитная, мобилизующая, компенсаторная, санкционирующая, сигнальная, дезорганизующая.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Страх предупреждает человека о реальной (а порой о мнимой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.
Мобилизующая функция эмоций. Страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности).
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым, объектом эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой встретился человек или хороший)
Санкционирующая (переключающая направление и интенсивность активности) функция эмоций. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние).
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека (или животного) на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которого человек сообщает другому о своем состоянии (что ему нравится, а что нет и т. д.). Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.
Дезорганизующая функция эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном Страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизуюая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
Любому человеку необходимы знания в области эмоций для того, чтобы эффективно ими управлять и учитывать в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности.