Виды эмоций и их функции

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греческого sthenos — сила), повышающие жиз­недеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх заставляет при опасности бежать бы­стрее лани, а астенический страх приводит в оцепенение людей и животных (что тоже имеет биологический смысл: не выделять­ся из фона, казаться неживым предметом). Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Наиболее древними филогенетиче­ски являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направля­ют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соот­ветствующие переживания. Физиолог Олдс вживил в мозг кры­сы электрод, с помощью которого он раздражал нервный центр удовольствия. Затем он научил крысу самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычажок, замыкая таким образом электрическую сеть. Испытываемое при этом крысой ощущение удовольствия приводило к тому, что она нажимала на рычажок до двух тысяч раз подряд. Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болез­ней, когда по медицинским показаниям больным людям вжив­ляли в мозг на длительное время электроды, стимулируя через них нервные клетки. Возбуждение с терапевтической целью уча­стка мозга, вызывающего чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил: «Доктор, пораздражайте меня еще».

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг и т. п.) и отрицательные (гнев, горе, страх и др.) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрица­тельные оттенки (получение удовольствия от испытывания страха в «комнате ужасов» или при катании на «американских горках», от переживания неразделенной любви: «любовь нико­гда не бывает без грусти» и т. п.).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравст­венных установок, опыта) и темпераментных особенностей лю­дей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Опасность у од­них вызывает страх, у других — радостное, приподнятое на­строение.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроение, собственно эмоции и аффект.

Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоцио­нальное состояние, причина которого человеку может быть не ясна (при плохом настроении после сна говорят, что «он сегодня встал с левой, или не с той, ноги»). Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или по­нижая его активность в общении или работе. Поэтому создавать радостное, приподнятое настроение у учащихся на уроке — важная задача учителя.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но доста­точно сильно выраженное переживание человеком радости, го­ря, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека и имеют хорошо осознаваемую причину их появления.

Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и крат­ковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению вни­мания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокуси­руется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев засти­лает глаза», «ярость ослепляет»).

Проявления аффекта в нормальной обстановке свидетельствуют либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся него нервно-психическом заболевании.

Функции эмоций: защитная, мобилизующая, компенсаторная, санкционирующая, сигнальная, дезорганизующая.

Защитная функция эмоций связана с возникновением стра­ха. Страх предупреждает человека о реальной (а порой о мни­мой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыва­нию возникшей ситуации.

Мобилизующая функция эмоций. Страх может способство­вать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при актив­но-оборонительной его форме (бегстве от опасности).

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении ин­формации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незна­комым, объектом эмоция придает этому объекту соответствую­щую окраску (нравится он или нет, плохой встретился человек или хороший)

Санкционирующая (переключающая направление и интенсив­ность активности) функция эмоций. Наличие у эмоций отра­жательно-оценочной и компенсаторной функций делает воз­можным проявление и санкционирующей функции эмоций (ид­ти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием челове­ка (или животного) на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью кото­рого человек сообщает другому о своем состоянии (что ему нра­вится, а что нет и т. д.). Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого чело­века, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Дезорганизующая функция эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном Страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизуюая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Любому человеку необходимы знания в области эмоций для того, чтобы эффективно ими управлять и учитывать в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: