Возрастные особенности волевых проявлений

С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.

Младший школьный возраст. В 1 - 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности. Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителя­ми воли других (А. И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в 3-м классе тако­го волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников.

Подростковый возраст. Весьма противоречива волевая сфе­ра подростков. Приходящийся на этот возраст процесс полово­го созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторо­ну возбуждения), что приводит к изменению и волевой сферы. В результате возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления), но снижается выдержка, самообладание. Настойчивость проявляется только в интерес­ной работе. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти в связи с тем, что советы взрос­лых воспринимаются критически, как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Преобла­дание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих с моральной точки зрения санкций. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самости­муляции. Однако этот механизм еще недостаточно сформирован.

Старший школьный возраст. У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении волевой активности. Они могут проявлять достаточно высокую настой­чивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличива­ется способность к терпению.

В старших классах усиленно формируется моральный ком­понент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая актив­ность у старшеклассника принимает характер целеустремленно­сти.

Таким образом, для каждого возраста характерны волевые проявления, которые необходимо учитывать в процессе организации работы с детьми.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте различные виды эмоций.

2. Какие функции выполняют эмоции в жизни человека?

3. Какие чувства человека вы знаете? Чем чувства отличаются от эмоций?

4. Какие качества образуют волевую сферу человека?

5. Охарактеризуйте возрастные особенности волевых проявлений младших школьников, подростков, старших школьников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: