В традиционном своем значении воля – это способность человека достичь сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.Ведущие функции воли проявляются в обеспечении психической саморегуляции поведения и деятельности, управлении психическим состоянием, изменении деятельности в связи с обстоятельствами, связи между внутренним состоянием и средой. Воля активизирует личность в связи с ее целями, установками, мотивами поведения, задачами практической деятельности. Одновременно воля выступает как механизм процесса самовоспитания. Вот почему знание уровня волевой активности личности необходимо для эффективного обучения, воспитания и организации самовоспитания.
Волевые качества выражаются в соответствии с возрастными особенностями личности. Так, критериальным качеством воли является решительность. Это качество предполагает: а) смелость; б) уверенность; в) инициативность; г) собранность; д) взыскательность к себе и другим. По наличию или отсутствию этих компонентов можно судить об уровне волевой подготовленности.
В бытовом сознании волевое качество понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Однако это не совсем точно, так как хладнокровие может быть связано с эмоциональной невозбудимостью, бесчувственностью человека.
Решительность — это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату.
Смелость (храбрость) — это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе. В бытовом сознании возникновение страха принимается за трусливость. На самом деле страх — это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.
Непонимание опасности не свидетельствует о смелости человека: если страх не возникает, то человеку и преодолевать его не надо.
Целеустремленность. Это сознательная направленность личности на достижение цели. Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на мелочи, не тратит свое время и силы на второстепенные для него цели. Без целеустремленности человек не может совершать великие дела. Не случайно она присуща многим выдающимся деятелям литературы, искусства, науки. Ромен Роллан дал яркое описание исступленной работы Микеланджело над расписыванием Сикстинской капеллы. Фанатичной целеустремленностью в изучении физиологии отличался И. П. Павлов, призывавший молодежь, посвятившую себя науке, к страстности в занятиях ею. Большая целеустремленность проявляется многими школьниками при занятии спортом.
В зависимости от удаленности цели по времени и характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость.
Терпеливость — это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном физиологическим), вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или ощущение голода, жажды, боли. Самым характерным примером проявления терпеливости во время умственной и физической работы является борьба с состоянием утомления. В какой-то момент работы человек чувствует, что он устал. Теперь, чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, ему нужно прилагать дополнительные волевые усилия. Время, в течение которого он может это делать, и характеризует его терпеливость.
Упорство — это стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Упорство проявляется, когда ученик пытается решить трудную математическую задачу или когда спортсмен разучивает трудное упражнение: несмотря на то что у них это не получается, они пробуют еще и еще раз, не откладывая на потом, как говорится, за один присест, на одном занятии.
Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам. Со стороны проявление упрямства в деятельности может расцениваться как бесцельная трата времени и сил — ведь все равно ничего не получится. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него и отказ от этого решения может, как ему кажется, подорвать его авторитет.
Настойчивость — это систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчив студент, стремящийся за годы обучения в вузе стать хорошим специалистом, настойчив спортсмен, годами идущий к своим достижениям, настойчив ученый в поисках истины. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства.
В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность.