а) Меридиональные
ж/д магистраль | Областные центры и крупные города | ж/д ветки |
Меридиональное направление | ||
1. Оренбург-Ташкент (построена в 1905-1907г) связывает европейскую часть СНГ со странами Центральной Азии | Актобе Кызылорда | |
2. Арысь-Семипалатинск (участок от ст. Кулан до Семипалатинска называется Турксиб); Связывает Южный и Восточный Казахстан, ее отрезок от Кулана до Семипалатинска называется Турксиб (построена в 1930 г), далее эта дорога соединяется с Усть-Каменогорском; Трансказахстанская дорога Петропавловск – Шу. | Шымкент Тараз Алматы Усть-Каменогорск (через станцию Шар) Семипалатинск | Появилась возможность для освоения фосфоритов Каратау, развитие цветной металлургии в Рудном Алтае |
Трансказахстанская (Петропавловск – Шу); соединяет северный, центральный и южный Казахстан | Петропавловск Кокшетау Астана Караганда | от ст. Жарык к Жезказгану; от Майнты – к Балхашу, Саяк, Актогай. Для освоения полиметаллов и железных руд – Караганда-Карагайлы. Способствовала освоению Карагандинского угольного бассейна. |
Широтное направление | ||
1. Участок Великой Сибирской магистрали | проходит через г.Петропавловск. | |
2. Среднесибирская (Комсомольск-Костанай-Кокшетау-Карасук-Камень -на-Оби). | Костанай, Кокшетау до Барнаула | Костанай – Тобол – Лисаковск- освоение железорудных месторождений Торгайской ложбины; Тобол-Жетыкара – асбест; Ишим-Аркалык – Торгайские бокситы. |
3. Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Павлодар-Барнаул) | Астана Павлодар | Способствует освоению Экибастузского угольного бассейна. |
· ж/д Атырау – Кандыгаш – Орск – связывает Западный Казахстан с Уральским экономическим районом России; от ст. Макат проложена дорога Бейнеу -Актау – Новый Узень – возможность для освоения нефти и газа в Мангыстауской обл.; ст. Бейнеу дает выход странам Центральной Азии в европейскую часть России. ж/д Атырау – Астрахань – связывает Западный Казахстан со странами Северного Кавказа и Закавказья; в 1990 г. начато строительство дороги в Китай, открытое в 1992 г.; через Туркмению – в Иран, связующее звено Пекин-Стамбул.
|
|
· Крупнейший морской порт – Актау.
· Ведущее место в речном транспорте принадлежит р. Иртыш (порты – Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск); р. Урал (порты – Уральск, Атырау).
· В настоящее время в время в стране действует 51 аэропорт, 21 из которых – республиканского значения.
· Железнодорожный транспорт: по грузопотоку – второе место после автомобильного; до революции протяженность дорог – 2000 км, сейчас 14,6 тыс. км – третье место в СНГ; частота – 5,3 км на каждую тысячу км; рельеф благоприятен.
|
|
· Автомобильный транспорт: дороги республиканского значения – 22,2%, местного значения – 77,8%, международного значения – 12,4 тыс. км; 5 международных направлений; автомагистраль Астана - Алматы через Кыргызстан (Каракорум) связывает Казахстан с Китаем, Индией, Пакистаном; по общей протяженности дорог – 3-е место в СНГ.
· По густоте – одно из последних; густота дорог – протяженность дороги на 1000 км²; магистрали Алматы - Ташкент, Алматы - Усть-Каменогорск; «восточное кольцо» - Алматы – Текели – Жаркент - Талдыкорган - Семипалатинск - Усть-Каменогорск; магистрали местного значения Караганда - Жезказган, Тараз - Уланбель и т. д.; на западе дороги связывают нефтегазовые месторождения.
· Трубопроводный транспорт: нефтепроводный и газопроводный;
· связывают месторождения с обрабатывающими предприятиями республики, России, Узбекистана, Азербайджана; вдоль нефтепроводов насосные, а газопроводов – компрессорные станции; первый нефтепровод Доссор – Ракуша длиной 60 км; в 1936 г – 720 км между Атырау и Орском; на Мангыстау: Узень-Жетыбай - Актау, Узень-Атырау-Самара (1500км); от Транссибирского нефтепровода Туймазы-Иркутск идет ветка Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу; в Самаре – казахстанская нефть; бартерный обмен; Кенкияк – Атырау (448 км) построен по соглашению с Китаем; от Тенгиза до Новороссийска нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) протяженность 1500 км, мощность – 75 млн. т. в год; планируются: Тенгиз-Баку - Супса-Джейхан (Турция), протяженность 1730 км, Тенгиз-Харг (через Иран к Персидскому заливу), протяженностью 2505 км, Западный Казахстан – Тихоокеанское побережье Китая; строятся: Атасу-Алашонькоу (Западный Китай), Западный Казахстан – Кумколь; сейчас действует 6000 км нефтепроводов.
· Газопроводы: Центральная Азия – Центр, Бухара-Урал, Мубарак-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы, протяженностью 1317 км; строится от Карачаганака до Астаны протяженностью 1017 км, затраты 1,76 млрд. тенге, будет проходить 4760 млн. м³ газа, окупится за 5-6 лет.