Задание 8.4. Подумайте и выберите правильный ответ.
1. Объективными факторами, определяющими уровень конформности человека в группе являются:
а) характеристики самого индивида;
б) характеристики группы, которая является источником давления;
в) особенности взаимодействия индивида и группы;
г) содержание задачи, стоящей перед индивидами и группой;
д) верны ответы А и Б;
е) все ответы верны.
2. Разрешение групповых противоречий является:
а) проявлением группового давления;
б) одним из аспектов лидерства;
в) психологическим аспектом руководства;
г) проявлением феномена конформизма;
д) механизмом развития группы;
е) все ответы не верны.
3. По мнению А. Тешфела, основными когнитивными процессами, определяющими сущность межгрупповых отношений являются:
а) социальная категоризация;
б) социальная идентификация;
в) социальная дискриминация;
г) социальное сравнение;
д) верны ответы Б и В;
е) все ответы верны.
4. Специфическими структурными характеристиками межгруппового восприятия являются:
|
|
а) константность и предметность;
б) целостность и константность;
в) унифицированность и целостность;
г) структурность и унифицированность;
д) верны ответы А и Б;
е) все ответы не верны.
5. По сравнению с внутригрупповыми социально-перцептивными процессами межгрупповые социально-перцептивные процессы:
а) более устойчивы;
б) более ригидны;
в) более консервативны;
г) меньше зависят от конкретного индивида;
д) все ответы верны.
6. По данным Шерифа, конкуренция между группами вызывает в группах ощущение опасности, угрозы. Другая группа воспринимается как источник угрозы. При этом в группе происходит:
а) усиление внутригрупповой солидарности;
б) повышение сплоченности;
в) более полное осознание групповой принадлежности;
г) увеличение непроницаемости границ группового членства;
д) верны ответы В и Г;
е) все ответы верны.
7. Феномен «сдвиг риска» заключается в том, что:
а) групповое решение по сравнению с индивидуальным включает в себя меньшую степень риска;
б) групповое решение по сравнению с индивидуальным включает в себя большую степень риска;
в) на разных этапах группового решения степень риска меняется от максимальной до минимальной;
г) динамика степени риска носит колебательный характер и не зависит от содержания групповой задачи;
д) степень риска группового решения обратно пропорциональна риску индивидуальных решений;
е) степень риска группового решения прямо пропорциональна риску индивидуальных решений.
Задание 8.5. Выполните тест "Взаимодействие"
Инструкция: Прочитывая предлагаемые ниже утверждения, укажите своё отношение, к ним по пятибалльной шкале:
|
|
- нет, так не бывает - 1 балл;
- как правило, не бывает - 2 балла;
- трудно сказать - 3 балла;
- как правило, бывает - 4 балла;
- да, так бывает всегда - 5 баллов.
Постарайтесь быть искренним перед самим собой.
Вопросы теста:
1. Даю подчинённым нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня. |
2. У меня всегда много идей и планов. |
3. Я прислушиваюсь к замечаниям других. |
4. Мне в основном удаётся привести логически правильные аргументы при обсуждениях. |
5. Я настраиваю своих сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятелью. |
6. Если меня критикуют, то я защищаюсь несмотря ни на что. |
7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь. |
8. Для того чтобы провести какое-либо мероприятие, мне приходится строить планы заранее. |
9. Свои ошибки я по большей части признаю. |
10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других. |
11. Защищаю тех, у кого есть трудности. |
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью. |
13. Мой энтузиазм заразителен. |
14. Я принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь включать их в обсуждаемые проекты. |
15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах. |
16. Я с пониманием выслушиваю эмоционально высказываемые аргументы других. |
17. Ясно выражаю свои мысли. |
18. Я признаюсь, что не все знаю о проблеме. |
19. Энергично защищаю свои взгляды. |
20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими. |
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы. |
22. Я помогаю другим советом. |
23. Увлекаясь своими идеями, я обычно не беспокоюсь о чужих доводах. |
24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной. |
25. Если кто-то не согласен со мною, я ищу доводы, чтобы переубедить этого человека. |
26. Использую все доводы, чтобы заставить согласиться со мной. |
27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях. |
28. Я всегда нахожу возможность, как облегчить другим поддержку моих идей. |
29. Я понимаю чувства других людей. |
30. Я больше говорю о своих идеях, чем выслушиваю других. |
31. Прежде, чем защищаться, я всегда выслушиваю критику. |
32. Излагаю свои мысли системно. |
33. Я помогаю другим получить слово при обсуждении проблемы. |
34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях. |
35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом и мыслей. |
36. Я никого не перебиваю. |
37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так. |
38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других. |
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей. |
40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто очень редко просит слова. |