- Резкое увеличение номенклатуры выпускаемой продукции
- Повышение сложности изделий и процесса их изготовления
- Быстрые темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции
- Инновации вызывают к жизни новые объективно-необходимые задачи, не зависящие от организующей структуры (согласование поставщика и потребителя).
- Каждый, кто принимает участие в современном производстве, должен обладать большим объемом знаний, умений и навыков.
Это обусловлено особенностями развития современным обществом:
- очень быстро расширяется круг задач;
- возникает потребность в дополнительных ресурсах и возможности их эффективного использования.
Современная организация требует научного обоснованного решения проблем:
- централизации
- децентрализации
- специализации
- кооперирования
- распределения функций и обязанностей
- упрощения структуры и подчинения по вертикали
- развитие прямых связей по горизонтали
Новая область знаний получила название от древнегреческого слова «кибернетес», что в переводе означает «управляющий», «рулевой», «кормчий».
|
|
В общую кибернетики включают:
- теорию информации
- теорию игр и автоматики
- теорию алгоритмов
Управление производством имеет четыре уровня сложности:
- Организация технологического процесса.
- Руководство стройкой или предприятием.
- Стратегия работ отрасли.
- Управление государством.
По способу производства предприятия делятся на:
- непрерывные
- дискретные (discreet (англ.)- отдельный, разъединенный).
Совокупность связей и отношений в процессе научно-исследовательского труда:
- информационно-логические, включающие влияние конкретных научных идей непосредственно на «технологию» научного процесса;
- организационные: служебно-правовые и функциональные;
- экономические, определяющие стимулы и формы ответственности;
- социально-психологические, выражающиеся в идеологической ориентации принятых этических норм и психологической мотивации.
Наука-понятие единое, а научные исследования делятся на «функциональные» и «прикладные».
Фундаментальные исследования устанавливают законы открытия и научное обоснование явлений реального мира.
Прикладные исследования – изыскание способов наиболее целесообразного использования научного знания в производстве, технике, общественной практики и других областях.
Цикл информационных моделей:
(НТП): наука (н) технология (т) производство (п).
Основной принцип принятия управленческого решения: системная согласованность и обоснованность выбора целей, определения программ работ и распределения ресурсов (принцип ЦПР).
Эффективность научных работ:
|
|
- эффективность исследовательского процесса
- эффективность использования личного потенциала
Несколько упрощенно можно говорить об эффективности с помощью трех понятий:
- быстрее
- шире
- полнее
Быстрее – интенсивнее проходить путь от идеи к внедрению
Шире – нововведения применять не только в отдельных предприятиях, а и везде где есть объективная потребность применения новшества.
Полнее – полученные результаты исполнять немедленно, не задерживаясь и использовать полученные (промежуточные) результаты.
Каждое исследование рассматривается не само по себе, а в комплексе и взаимодействии с другими исследованиями. В таком случае возможности науки используются наиболее полно и быстро.
Ресурсы необходимо распределять не наличием штатных работников, а в соответствии с перспективой значимости исследований.
Лучший из возможных режимов управления наукой является непременное учреждение и самоуправление.
Необходимо всегда знать, какая информация действительно необходима.
Существует более 100 методических приемов и способов научно-технического прогнозирования три широких класса: экстрополяция экспертной оценки и моделирования.
При выборе технического задания и проектирование сметы управления необходимо выполнить и соблюсти следующие принципы:
- Принцип новых задач, т.е. направить цели на задачи, которые сегодня не решаются.
- Принцип первого руководителя. Смысл его в том, чтобы выработка технического задания, проектирования и внедрения АСУ происходили под непосредственным контролем первого руководителя
- Принцип коллективного. Системный подход создания модернизированному и инновационному управления.
- Соблюдение автоматизации документооборота и единства информационной базы.
- Системного математического обеспечения.
Пять «Почему?» в управлении:
- Почему и зачем это делается?
- Почему делается именно там, а не в ином месте?
- Почему делается именно тот, а не другой?
- Почему делается в такое время?
- Почему делается так, а не иначе?
Вопрос «Почему?» бессмысленен. Необходимо коллективное мыследействие расширяющее проблему.