ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 6
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?............................................ 10
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА...................................................... 15
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА............................................................... 20
Основные категории педагогики....................................................... 24
Резюме................................................................................................ 27
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ............................ 28
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................. 30
Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА............................................. 31
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ....................................... 31
Цели воспитания и самовоспитания................................................ 31
Воспитание как процесс.................................................................... 32
СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ......................................................................... 43
МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.................................................. 47
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.......................................... 54
|
|
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.................................................................................................... 58
Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА....................................... 59
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ................................................................................................... 59
Образование как система и процесс................................................. 64
Модели образования.......................................................................... 66
Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ................................. 81
Закономерности обучения................................................................. 83
Виды и стили обучения...................................................................... 86
Образовательные технологии........................................................... 93
Типы организации социальных отношений в процессе обучения..... 93
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.............. 95
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ................................. 99
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ......................................................................................................................... 104
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ...................................................................... 104
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119
Инновации в высшей школе.............................................................. 121
СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124
Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................................................................... 135
|
|
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..... 135
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................... 144
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА............................ 151
ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ......................................... 155
Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ 162
ПРОЦЕССЕ............................................................................................ 162
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ..... 162
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ......................................... 166
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175
Что такое мотивация?.................................................................. 175
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности.... 176
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи........................... 178
Профессиональная мотивация........................................................ 181
РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ.............. 192
Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.......................... 198
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ...... 198
Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.................................................................................................... 199
Задачи по изменению отношения к учебе........................................ 200
Задачи по педагогической диагностике.......................................... 201
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.................................................................................................................. 204
Задачи на применение метода “ пример”...................................... 204
Задачи на выбор способа поведения............................................... 206
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения............... 207
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»........... 208
Задача на выбор варианта ответа................................................ 210
Задачи на переориентацию............................................................. 211
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта.................. 213
Задача на усиление внимательности и самоконтроля................... 214
Задача на рост самостоятельности............................................. 214
Задачи на проявление и развитие творчества............................... 215
Проблемные задачи.......................................................................... 217
Задача на педагогическое стимулирование.................................... 217
Задачи самовоспитания.................................................................. 218
Задача на стимулирование к самовоспитанию.............................. 220
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.................................................... 221
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений..... 221
Ситуации самооценки..................................................................... 225
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении..... 227
Ситуации пренебрежения и неуважения других............................ 227
Ситуация выбора профессии.......................................................... 228
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов.................................................................................................................. 230
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий.................................................................................................. 231
Ситуация стимулирования к самовоспитанию............................. 234
Ситуация стимулирования ко лжи................................................ 235
Ситуация молчаливого одобрения.................................................. 236
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий..... 237
Ситуация выбора, приводящего к неудаче..................................... 237
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога................... 238
Ситуации предъявления требований.............................................. 238
Ситуации предъявления требования-унижения............................. 240
Ситуация приведения примера....................................................... 241
Ситуации обвинения - ощущения несчастья.................................. 242
Ситуации доверия-лжи................................................................... 243
|
|
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины............... 244
Ситуации подчинения и влияния среды.......................................... 245
Ситуация проявления ответственности....................................... 246
Ситуации убеждения...................................................................... 247
Ситуации риска............................................................................... 247
Ситуации оказания помощи........................................................... 249
Ситуация взаимопомощи................................................................ 251
Ситуация критики.......................................................................... 252
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)........................................................................................ 253
Ситуация самовыражения.............................................................. 253
Ситуации выражения своего отношения к человеку..................... 254
Ситуация расхолаживания и дезорганизации............................... 256
Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257
Диагностика направленности личности........................................ 257
Диагностика профессиональной направленности личности......... 262
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)........................................................................... 267
Изучение самооценки личности....................................................... 269
Диагностика и тренинг педагогической проницательности........ 272
Тест «Транзактный анализ общения»............................................ 274
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.................................................................................................................. 277
Тест «Восприятие индивидом группы».......................................... 281
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................. 284