Два научных направления XVII и частично XVIII века заслуживают особого упоминания

Прежде всего, именно в это время возникла так называемая "со­циальная физика", имеются в виду попытки Декарта Кемберландо, Спинозы, Гоббса, Лейбница, Мальбранша, Беркли и, особенно, Вейгеля построить социальную науку наподобие механистических и количествен­ных методов ньютоновской физики. В "социальной физике" и "социометрике" они стали непревзойденными пионерами всех последующих фи­зических, математических, статистических, бихевиористских и социомет­рических интерпретаций социокультурных явлений.

Вторым важным событием эпохи была публикация двух вариантов "Новой науки" Джанбаттиста Вико (1668—1744). Едва замеченная и ма­ло оцененная при жизни, эта работа Вико получила должное признание лишь в XIX веке как одна из самых важных работ в истории социологии и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных "отцов" социологии.

В течение XVIII и первой трети XIX века социологические исследова­ния продолжались, делаясь все более разнообразными. Политические "камералисты" этого периода внесли огромный вклад в изучение населе­ния. Достаточно вспомнить знаменитую работу Мальтуса — кульмина­ционный момент исследований этого рода. Физиократы, такие, как Кинэ, Де ла Ривьер, Мирабо и другие, занимались не столько чисто экономическими или политическими вопросами, сколько, и даже в боль­шей степени, базовыми проблемами общества, культуры, законами, управляющими социокультурными явлениями, а также проблемами аг­рарной и городской социологии.

Среди большого числа социальных мыслителей этого периода имен­но Монтескье написал первую систематическую социологию права и мо­рали ("Дух законов"); Адам Фергюсон заложил основы в своих работах по общей социологии; Ж. де Местр и Э. Берк явились творцами социо­логии революции; работы Адама Смита по нравственным чувствам и по социальным аспектам богатства наций стали важной вехой в становле­нии социологии моральных и экономических феноменов; Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Гердер и Гегель заложили фундамент теории социокультурной эволюции и прогресса; Савиньи и Пухта, которые в своих исследованиях возникновения и кристаллизации социальных институтов и права сказали большинство из того, что можно обнару­жить в современной социологии народных обычаев и нравов, развитой Спенсером, Самнером и другими; Иеремия Бентам и другие утилитари­сты показали роль утилитарных факторов в социокультурных явлениях в целом, а также и в нравственных и правовых явлениях, в частности в форме "моральной арифметики" они пытались количественно проана­лизировать эти явления и измерить их социометрически. Важный вклад в различные области социологии был внесен также Беккарией, Боссюэ, Руссо, Гриммом, Бризо, Кондильяком, Мабли, Ламетри, Морелли, Юмом, Кантом, Фихте, Блекстоуном, Годвином и многими другими учеными этого периода.

С публикацией "Курса позитивной философии" (в шести томах, 1830—1842) Огюстом Контом (1798—1857) социология обрела свое со­бственное имя и систему. Конт определял ее как генерализующую науку о социальном порядке (структура) и социальном прогрессе (динамика). Он разделил ее соответственно на социальную статику и динамику. Благодаря великому вкладу в социологию Конт стал одним из ее основателей. Несколько позже, в Англии, существенно важный вклад в развитие социологии внес Герберт Спенсер (1820—1903). Работы Конта и Спенсера, в дополнение к идеям Гегеля (1770—1831), действительно стали краеугольными камнями всей последующей социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: