Образовательные технологии

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Информационное право», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

· лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, электронные презентации;

· дискуссия;

· работа в малых группах;

· выполнение эссе;

· составление юридического документа;

· комментирование научной статьи;

· подготовка обзора научной литературы по теме;

· организации дискуссии в группе;

· решение задач, творческие задания;

· анализ конкретных ситуаций (кейс-метод);

· тестирование;

· ролевая игра и др.

Работа в малых группах дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов (дебаты, общественные слушания) При организации групповой работы нужно убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Под творческими заданиями следует понимать такие учебные задания, которые требуют от студента не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для преподавателя, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

• не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

• является практическим и полезным для студента;

• максимально служит целям обучения.

Кейс-метод предполагает:

• подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из юридической практики или смоделированный под реальные условия кейс;

• самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;

• совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;

• следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Отличительными особенностямикейс-метода являются:

• описание реальной проблемной ситуации;

• альтернативность решения проблемной ситуации;

• единая цель и коллективная работа по выработке решения;

• функционирование системы группового оценивания принимаемых решений.

При использовании кейс-метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:

• кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;

• усилия студента направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

• результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование практических навыков, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себяследующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: