Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

_______________ Т.Ю. Стукен

"_____" ________________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

"Социология права"

цикл ФГОС ВПО М.1 общенаучный

входит в число дополнительных дисциплин

к образовательной программе

по направлению подготовки "Юриспруденция"

квалификация (степень) "магистр"

Направление подготовки   Код направления подготовки
Юриспруденция 030900.68
форма обучения очная форма (2 года)

г. Омск – 2012 г.

Программа дисциплины "Социология права"

Разработана:

Старшим преподавателем кафедры теории и

истории государства и права, канд. юрид. наук ___________ С.В. Бирюковым

(подпись)

Программа рассмотрена на заседании кафедры теории и истории государства и права

_____________________________ (протокол № ______ от "_____" _____________ 20___ г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям:

Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин

(подпись)


1. Целями освоения дисциплины "Социология права" являются:

- углубление знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права;

- развитие представлений о нормативном и ненормативном регулировании поведения личности в обществе, социальной обусловленности права, социальном механизме действия права, правовой социализации личности, социологии правового сознания, социальном генезисе права;

- подготовка к прохождению итоговой аттестации (сдачи государственного экзамена по теории государства и права и защиты магистерской диссертации);

- развитие способности квалифицированно проводить научные исследования в области права через формирование общего представления о методах и приемах проведения прикладного социологического исследования по вопросам права, анализа и обобщения его результатов, основных школах теоретической социологии права;

- развитие навыков, необходимых для успешной социализации и социальной адаптации в рамках основных видов профессиональной юридической деятельности;

- развитие критического мышления и правового сознания через анализ различных взглядов относительно роли юридического права в системе социального регулирования, концепций правового монизма и правового плюрализма, роли процессов утверждения и отрицания права в его социальном генезисе, усвоение знаний о социальной обоснованности, социальной оценке и эффективности права в традиционном и современном обществе; советского и современного российского права;

- формирование навыка адекватной оценки социальной обоснованности и эффективности сложившихся правовых норм, общей установки на уважительное отношение к праву.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина "Социология права" преподается в 1-м семестре 1-го курса обучения. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутого по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов. Изучение данной дисциплины ведется одновременно с преподаванием таких дисциплин как "Философия права", "Проблемы теории государства и права", "История политических и правовых учений", "Сравнительное правоведение", "Актуальные проблемы права", которые нацелены на формирование схожих компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, дальнейшую профессиональную адаптацию.

Таким образом, дидактической основой для отработки методических навыков выступает теоретический и практический материал изученных ранее и изучаемых одновременно профессиональных дисциплин. Изучение дисциплины направлено в целом на расширение общего кругозора студентов в рамках гуманитарных наук, понимание важности социологических аспектов теоретической и практической юриспруденции.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Коды компетен-ций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
       
ОК–1     ОК-3 Осознание социальной значимость своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания   Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Знает: общие и специфические закономерности государства и права; роль правосознания и правовой культуры в формировании гражданского общества и построении государства и права; особенности профессионального правосознания юристов и их правовой культуры; виды деформации правосознания и основные способы их устранения; значение юридической профессии для борьбы с негативными социально-экономическими и политическими последствиями деформации правосознания и низкой правовой культуры.   Умеет: соотносить закономерности государства и права с историческими этапами развития общества; выявлять преемственность между отдельными институтами государства и права; использовать общенаучные, межотраслевые и частно-научные методы познания при анализе государства и права; дискутировать по проблемам теории государства и права; выявлять факты неправомерного, коррупционного поведения. Владеет: способностью составлять обоснованные суждения, характеризующие закономерности государства и права; умением доказывать ценность государства и права как необходимых институтов социальной эволюции; способностью критически оценивать выявленные факты деформации правового сознания. Пороговый уровень: знает общие и специфические закономерности государств и права, особенности правового сознания и правовой культуры; умеет анализировать государственно-правовые институты с точки зрения закономерностей их становления и развития; владеетспособностью доказывать ценность государства и права как необходимых институтов социальной эволюции, критиковать неправомерное поведение, свидетельствующее о деформации правосознания и низком уровне правовой культуры.     Знает: основные научные термины по изучаемой дисциплине на русском и иностранном языке, может свободно их повторить и перечислить.   Умеет: по-иному сформулировать соответствующий термин на русском и/или иностранном языке; объяснить его значение, описать его основные свойства и характеристики; правильно употреблять соответствующие термины на русском/иностранном языке; сопоставить соответствующие термины на русском и иностранном языке; анализировать содержание того или иного термина на русском/иностранном языке.   Владеет: Возможностью свободно применять на практике и использовать как в научной деятельности, так и в деловом общении научную терминологию на русском и иностранном языках.   Пороговый уровень: знаетосновные термины на русском и иностранном языках; умеет пользоваться этой терминологией; Владеетпрофессиональным русским и иностранным языком в степени, достаточной для делового общения. Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен    
ПК-10 ПК-11 ПК-12 Способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне Знает: понятие и содержание управленческой новации; виды управленческих новаций; необходимость применения управленческих новаций в профессиональной деятельности; основные особенности профессиональной деятельности.   Умеет: определять различные виды управленческих новаций; разработать план реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности; демонстрировать возможности применения новаций в профессиональной деятельности.   Владеет: методикой анализа и реализации управленческих новаций в профессиональной деятельности; возможностью определить ценность той или иной новации для профессиональной деятельности; способностью предложить для внедрения свою управленческую новацию.   Пороговый уровень: знает основные виды восприятия и реализации управленческих новаций в профессиональной деятельности; умеетприменять новации в профессиональной деятельности; владеет методикой реализации новаций и способом оценки их эффективности в профессиональной деятельности.   Знает: объект и предмет научных исследований; состояние теоретической базы по теме исследования; состояние эмпирической базы по теме исследования; совокупность методов, применяемых в научных исследованиях.   Умеет: формулировать тему научного исследования; разрабатывать план научного исследования; сопоставлять выявленные теории, факты и накопленные сведения; дискутировать на тему исследования; применять необходимые методы исследования.   Владеет: способностью разрабатывать исследовательские проекты; способностью систематизировать собранный материал; способностью создавать исследовательский продукт (тезисы, доклад, статью. отчет);   Пороговый уровень: знает тематическое поле научных исследований; умеетсобирать, использовать и обобщать необходимый теоретический и эмпирический материал; владеет способностью создавать научный продукт. Знает: основные российские и международные документы, регламентирующие высшее юридическое образование; содержание ФГОС по направлению "юриспруденция", квалификации "бакалавр" и "магистр"; место преподаваемой дисциплины в структуре ООП; методы обучения праву.   Умеет: разрабатывать план подготовки и проведения учебного занятия; анализировать совокупность методов преподавания юридических дисциплин; выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин; использовать информационные ресурсы.   Владеет: способностью составления учебно-методических материалов, входящих в состав ООП; методами проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе; интерактивными методами обучения праву; приемами использования информационных ресурсов и технологий в образовательном процессе.   Пороговый уровень: знает содержание нормативных документов, регламентирующих отношения в сфере высшего юридического образования; умеет разрабатывать структурные элементы рабочей программы дисциплины; владеет методикой проведения учебных занятий по юридической дисциплине в вузе с использованием современных образовательных технологий. Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен  

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы; 144 часа.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
    Лекции Практические занятия Лабораторные занятия   Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Модуль 1. "Науковедческие вопросы курса "Социология права"                
Модуль 2. "Право в системе социального регулирования" "                
Модуль 3. "Правовая социализация. Социальная оценка права"                
Модуль 4. "Действие права. Типы социального действия по отношению к праву"                
Модуль 5. "Социальный генезис права"                
Модуль 6. "Прикладная и отраслевая социология права"                
Модуль 7. "Социология российского права"                
Итого                

Форма промежуточного контроля: экзамен


5. Содержание дисциплины

Модуль 1. Науковедческие вопросы курса "Социология права"

Возникновение социологического подхода к праву. Соотношение социологического подхода с иными правовыми школами (теологический подход, юснатурализм, нормативизм, исторический подход и т.д.). История становления и развития социологии права как отрасли социологии и юридической дисциплины во второй половине XIX – начале XX вв. Основоположники "классической" социологии права: Р.ф. Иеринг, К. Маркс, Г. Мэн, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Е. Эрлих, Л. Петражицкий, Р. Паунд и др.

Соотношение социологии права с общетеоретической наукой о государстве и праве и общей социологией: основные подходы (социология права как часть общей теории права (юридическая дисциплина) и как отрасль социологии). Догма права, философия права, социология права: единство предмета изучения. Решение вопроса о социальной обоснованности права в общей социологии.

"Социология права" как учебная дисциплина, ее объект и предмет, структура курса и основная тематика, методы исследования. Понятийный аппарат: понятия "право" в общесоциальном и юридическом смыслах, "общество", "социальное регулирование", "социальная норма" и т.д. Общая направленность курса на изучение теоретических вопросов социологии права. Научные и практические функции социологии права.

Основные направления современной социолого-правовой мысли: теоретическая и практическая; общая и отраслевая; позитивистская и интроективная социология права. Национальные школы современной социологии права (американская, немецкая, французская).

Социология права и смежные дисциплины: антропология права, этнология права, культурология права, социальная психология, социальная философия и этика. Обоснованность выделения и направления их взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: