Методические указания для самостоятельного изучения темы

Социология религии является отраслью социологии и лежит на стыке двух областей знания: социологии и религиоведения. Социология религии тесно связана с такими дисциплинами как история религии, философия религии, психология религии и др. Религия как объект социологического анализа есть совокупность структур, процессов, явлений связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения, система структур и отношений по поводу религиозного феномена. Религия рассматривается как социальный институт, как образец поведения, закрепившийся в обществе, и постоянно воспроизводящийся на уровне массового сознания. Можно выделить основные функции религии в обществе: интегративная, регулятивная, психотерапевтическая, коммуникативная.

Центральным вопросом социологии религии является взаимодействие религии и общества. Социологи опираются на социальное измерение религии, ее влияние на социальное поведение. Однако социолог не может понять всю глубину веры и соответственно религии – у него ограничен спектр методов, он может изучить лишь доступное наблюдению поведение человека – социальные проявления религии. Важно отметить, что социальный институт религии в современном обществе переживает период глубокой трансформации, пытаясь найти свое место в обществе и по отношению к отдельному индивиду.

Социология религии является теорией среднего уровня. Как самостоятельная дисциплина начинает формироваться с середины 19 века. Важным источником формирования была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, в особенности со стороны французских энциклопедистов 18 века. Эта критика способствовала формированию интереса к вопросам социальной обусловленности религии и ее роли в жизни общества. Родоначальниками социологии религии являются О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский.

О. Конт сформулировал «закон трех стадий», согласно которому умозрения и представления, а также религия и наука, неизбежно проходят три этапа развития - теологический, метафизический и позитивный. На протяжении развития общества, религия, по мнению О. Конта, меняет свою роль и значимость в обществе. Первый из этих этапов – теологический, характеризуется склонностью человеческого ума объяснять явления природы как сверхъестественные сущности. На метафизической стадии эти силы заменяются абстрактными принципами, замена традиционных верований критической философией. Теологический синтез, последней исторической формой которого был христианский монотеизм, образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. Однако с развитием науки, начинается падение веры, следствием данного процесса являете распад основывавшихся на ней социальных связей. На позитивной стадии возникает подлинно научное знание, наука описывает наблюдаемые факты, группирует и классифицирует их согласно открытым законам. Первоначально О. Конт полагал, что основу нового социального порядка сможет составить наука, в частности, позитивное знание – социология. Позднее, разочаровавшись в возможности науки осуществить социальное переустройство, О. Конт пришел к выводу о необходимости «второго теологического синтеза».

М Вебер останавливается на связи религии с другими социальными институтами, рассматривает воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей и социальных групп. М. Вебер акцентирует внимание на сравнительном анализе религиозных верований. М. Вебер в своих работах рассматривает следующие религии: христианство, буддизм, зороастризм, ислам, иудаизм. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер особо остановился на значении протестантизма в хозяйственной этике и прослеживает взаимосвязь развития капитализма и протестантизма.

Э. Дюркгейм происхождение религии выводил из структуры первобытного общества как социальной организации. Религия рассматривается ученым как символическая система в работе «Элементарные формы религиозной жизни», в которой анализируются религиозные верования как основа упорядоченности примитивного общества.

П. Бергер, работая в рамках феноменологической социологии, исходит из того, что человек стремится обрести «наполненное смыслом» место в реальности своей повседневной жизни. Религия, по мнению ученого, связывает реальное общество с высшей реальностью, помещая их в «священный космос», который спасает человека от хаоса. Религия выполняет регулятивную функцию, упорядочивает опыт, узаконивает социальные институты, интегрируя их в космическую структуру отношений.

Согласно Конституции РФ (ст. 14), Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В России на сегодняшний день на ряду с мировыми, традиционными религиями имеют место Новые религиозные движения (НРД) - это религиозная группа, зародившаяся недавно или еще не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии.

Термин НРД охватывает собой широкий спектр движений, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, а также общинные организации, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что в последствии может их отстранить от остальной части общества. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» религиозные движения лег в основу современного российского законодательства.

Разнообразие религий и их способы взаимодействия с индивидами, социальными группами, государствами можно рассматривать с позиций религиозного рынка. Идея привнесена из экономической теории. Существует религиозный рынок, на котором действуют: агенты (религиозные фирмы); прихожане, которые выбирают подходящий «продукт». Чем меньше регулируется религиозный рынок государством, тем больше религиозного плюрализма, в основе которого лежит принцип социального и политического многообразия. Продукция религиозных фирм предлагается как особый продукт - благо, которое невозможно получить в других фирмах. На данном виде рынка можно выделить следующие модели фирм, в зависимости от типа предлагаемого продукта: психологическую, предпринимательскую, субкультурную. В России на сегодняшний день плюрализация религиозных организаций сокращается в сравнении с 90-ми годами двадцатого века, однако по прежнему сегоднясуществуют и действуют различные религиозные организации.

Религиозные организации: церковь и секта (разраб. Вебер и Трельч)

Церковь характеризуется наличием профессионального лидерства, возможности «сделать карьеру». Строгое разделение на священнослужителей и мирян. (Бурдье: описывал напряжение в религиозном поле между этими группами). Членство в церкви практически с рождения; Церковь всегда стремится расширить свое влияние, увеличить число приверженцев данной религиозной доктрины. Секталидерство в секте не профессиональное. В протестантизме нет формального главы; нет строгой иерархии и элитарности, формального разделения на профессионалов (священнослужителей) и непрофессионалов (прихожан); В секту в основном вступают во взрослом возрасте, осознанно и по собственному желанию. Вступление в секту требует многоступенчатой системы проверки, рекомендаций от действительных участников.
Характер учения
Церковь обладает сложной доктриной, всегда существует часть недоступная прихожанам. Учение доступное, упрощенное, приспособленное для понимания всеми участниками.
Характер службы
В церкви служба формализована, выполняется множество ритуальных действий, часть из которых доступна только профессионалам. Служение более неформальное в форме беседы, проповеди.
Внешняя среда
У церкви существуют теснейшие связи с внешним миром, обществом, государством; церковь заинтересована в распространение просветительской деятельности своего учения. Церковь приспособляется к окружающей среде Минимальное общение, не заинтересованы в распространении догматов своего учения на все сферы жизнедеятельности общества. Для секты характерно сохранение первоначальной структуры (в том числе и догматов).

Обязательная литература

Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 2001.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Гараджа В. И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996.

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.И.Гараджи. М., 1994. Ч.I-II; 2-е изд. 1996.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 422-450. Глава 14 «Религия».

Смелзер Н. Социология. М.,1994. Г. 15. «Религия».

Дополнительная литература

Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Белла Р. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Бергер П. Еретический императив // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 2.

Бурдье П. Начала. Разд. «Социология веры и верования социологов» и «Разложение религиозного». М., 1994..

Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Гапочка, Ю.А. Кимелев. М., 1994.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994.

Вебер М. Избранные. произведения. М., 1990.

Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.

Гараджа В.И. Социология религии в России // Социология в России / Под ред. В.Н. Ядова. М., 1998.

Глок Ч. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1999.

Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: в 2 т. М., 1996.

Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд. Проблема религиозного положения // Избранное: в 2 т. М., 1996. Т.1.

Ирвинт В. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

История религий в России. Учебник / Под.общ.ред. Н.А.Трофимчука. М., 2001

Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 161 -170.

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001. Г. 1-2. Ч.1.

Леви-Строс К. Структурная антропология. Разд. «Магия и религия». М., 1983.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов. М., 1988

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Инфор. бюллетень ОВЦС Московской Патриархии. 2000. № 8.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Г. 2-5.

Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймскую теорию религии //

Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. (Нормативные акты. судебная практика)/Сост. А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский - М., 2001.

Религия: история и современность. Под ред. проф. Ш.М.Мунчаева. М., 1998.

Рэдклифф-Браун А. Религия и общество // Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Г. 8.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Г. 7.

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Г. 1, 4.

Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология религии: классические подходы / Научн. ред. и сост. М.П.Гапочка и Ю.А.Кимелева. М., 1994.

Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К.Кариайнена и Д.Фурмана. М. СПб., 2000. Трельч Э. Религия, хозяйство, общество // Социология религии: классические подходы / Сост. М.Н.Гапочка, Ю.А.Кимеле. М., 1994.

Трельч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.-Брянск, 1997

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Уайт Л. Государство-Церковь // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1.

Филатов С., Лункин Р. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А.Малашенко. М., 1999.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

Фрейд 3.Тотем и табу. СПб., 1997.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.

Хабермас Ю.Модерн - незавершенный проект // Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2000.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Предмет и задачи социологии религии. Социология религии как часть социологии. Социология религии и другие религиоведческие дисциплины.

2. Возникновение и развитие социологии религии как научной дисциплины.

3. Классики социологии религии О.Конт, Э. Дюркгейм, М.Вебер, Р. К. Мертон.

4. Психологические концепции религии (У.Джеймс, З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм).

5. Теологические (конфессиональные) объяснения сущности религии (Э. Трёльч, Р. Отто, П. А. Флоренский, П. Л. Бергер, и др.

6. Социальные взгляды Русской Православной Церкви: эволюция и современное состояние. Конфессиональные особенности православия, определяющие специфику православных социальных взглядов.

7. Социальные взгляды ислама. Конфессиональные особенности ислама, определяющие специфику мусульманских социальных доктрин.

8. Секты и сектантство в современном мире. Виды и типы сект. Секты и религиозные организации функционирующие на территории России. Структура и идеология сект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: