В мировой практике известно два подхода к проблеме критерия банкротства

Первый подход – объективный (критерий неплатежеспособности или критерий потока денежных средств): должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени.

Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных).

Второй подход к критерию банкротства – субъективный (критерия неоплатности либо структуры баланса): заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки.

При использовании этого критерия предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно – поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией.

В законодательстве некоторых европейских государств используется критерий неоплатности, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности наряду с неплатежеспособностью признается и «сверхзадолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств). Однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит, главным образом, основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, ликвидационной или реабилитационной.

По этому же пути пошел и российский закон о несостоятельности (банкротстве): должник, юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.

Факт банкротства может быть констатирован только судебным решением. В законе о банкротстве (Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ) под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника (предприятия или граждан) удовлетворить требования кредиторов:

  • по денежным обязательствам (оплате товаров, работ, услуг);
  • по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, взносы и др.).

Поэтому то и дело, встречающиеся утверждения специалистов типа: «как видно из баланса, предприятие является банкротом» - ни что иное, как расхожий литературный оборот. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).

Таким образом, важное место в процессе несостоятельности занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.

Одной из целей законодательства о банкротстве является защита интересов кредиторов от потерь и убытков, возникших или могущих возникнуть в результате недобросовестного поведения других участников гражданского оборота.

Собрание кредиторов может ходатайствовать перед судом о предоставлении срока для восстановления платежеспособности (санации). В этом случае вводится внешнее управление на 12 месяцев.

С другой стороны, Федеральный закон о несостоятельности не безразличен и к судьбе должника, возможности восстановления его платежеспособности и нормальной деятельности в дальнейшем. При этом термин «не безразличен» отражает действительную позицию законодателя по отношению к предприятиям-банкротам.

Следует уяснить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены, прежде всего, непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров.

Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

Признаком банкротства юридического лица по закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

Механизмы Федерального закона о несостоятельности вступают в действие, когда предприятие имеет признаки несостоятельности, установленные ст. 3 Закона, т.е. длительные просрочки в исполнении денежных обязательств. Зачастую вывести предприятие из кризисного положения на данной стадии является крайне сложно или невозможно.

Действие Федерального закона о несостоятельности распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Кроме этого, Законом регулируются отношения, связанные с несостоятельностью граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые в случае банкротства теряют свою регистрацию.

Банкротство является самым жестким основанием прекращения предпринимательской деятельности должника и поэтому требует особого правового регулирования, поскольку затрагивает интересы и имеет негативные последствия не только для собственника имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров и т.д.

В силу этого законодательство РФ о несостоятельности предусматривает меры по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности, санации должника. В более сложных случаях Закон предлагает реорганизацию предприятия-должника и как крайнюю меру – его ликвидацию.

Учитывая социально-экономическую значимость дел о несостоятельности, последствия банкротства должника, возможность использования недобросовестными участниками гражданского оборота норм законодательства о банкротстве в целях передела собственности, монополизации отдельных сфер хозяйственной деятельности,

Арбитражный суд при принятии заявлений о признании должника банкротом, при введении наблюдения, той или иной процедуры банкротства, должен тщательно проверять все обстоятельства дела, не допуская формального подхода к рассмотрению заявлений о банкротстве (случаи фиктивного и преднамеренного банкротства). Поскольку ошибки, допущенные на начальных стадиях рассмотрения дел, могут повлечь за собой неблагоприятные, трудно устранимые последствия, как для должника, так и для кредиторов.

При применении норм Федерального закона о несостоятельности на практике арбитражные суды сталкиваются со многими трудностями, вызванными несовершенством института банкротства, находящегося в стадии становления

Если проанализировать вопрос адекватности российского законодательства, в том числе принятого в 2003 году ФЗ «О несостоятельности и банкротстве», его соответствия требованиям отечественной экономики, то статистические данные составляют следующую картину: после принятия этого закона количество дел о банкротстве организаций в производстве арбитражных судов сократилось почти в 2 раза (в конце 2002г. – 104 тыс. дел, в конце 2003 г. – 62 тысяч дел).

Все это можно объяснить более эффективной работой ФЗ «О несостоятельности и банкротстве» и тем, что он больше отвечает реальной российской практике, но резкое сокращение дел не говорит о качественном изменении процесса. До сих пор существуют не закрытые дела по банкротству по закону 1991 года, продолжаются процедуры по банкротству по закону 1998 года.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления сократились в целом на 26%. Количество случаев применения ликвидационной процедуры возросло с 64% до 75% от общего количества дел (по данным за 2002 год).

Кроме того, в 2003 году отчетливо проявились две новые тенденции использования механизмов банкротства в криминальной сфере. В частности, ликвидация через банкротство предприятий и организаций, у которых в предыдущие периоды их деятельности были выведены все ликвидные активы со списанием накопленных долгов. Плюс так называемый «бизнес саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», который выражается как в перехвате управления организации с последующей ее продажей тому или иному заинтересованному лицу, так и возмездном воспрепятствии реализации законных прав кредиторов. Либо это может быть содействие заведомо незаконным намерениям действующего менеджмента организации, т.е. откровенный сговор менеджмента с арбитражным управляющим (АУ, 2003, №5-6).

Также следует отметить, что к отношениям, регулируемым действующим ФЗ, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ (к иностранным лицам относятся и жители стран СНГ). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены действующим законом, применяются правила международного договора РФ.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ.

При отсутствии вышеназванных договоров решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено ФЗ (ФЗ, ст.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: