Анализ жизнеспособности

Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они могут быть классифицирова­ны четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры / управление и фи­нансы. На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно внутренние сигналы неблагополучия, обвиняет только внешние факторы в банкротстве бизнеса.

Менеджмент предприятия может быть неэффективным по многим причинам. Внутренние причины несостоятельности при­ведены в табл. 3.2.

Каждый из факторов характеризует ту или иную сторону дея­тельности предприятия. В процессе развития кризиса они могут дополнять друг друга, усиливая негативный эффект. В этом слу­чае при комплексном генерировании факторов появляется несостоятельность предприятия глобального характера. Несостоятель­ность возникает и в случае усиления действия одного из факто­ров, как следствие кризиса какой-то из сторон деятельности предприятия.

Таблица 3.2

Внутренние причины несостоятельности предприятий

Маркетинг Производство Кадры / Управление Финансы
Ошибочный прогноз спроса на продукцию Неподходящее местоположение Неэффективное лидерство Неоптимальная структура капитала
Низкомаргиналь­ный ассортимент продукции Несовершенная технология Плохие отношения в коллективе Плохие инвести­ционные решения
Неправильное позиционирование товара Неэкономичный размер предприя­тия Неадекватные человеческие ресурсы Отсутствие ответственности за учетную политику
Нерациональная ценовая структура Неподходящая технология Излишек рабочей силы Слабый контроль бюджета
Неадекватное стимулирование сбыта Неправильный упор в исследова­ниях и разработках Необязательность персонала Неподходящее налоговое планирование
Дорогостоящая дистрибутивная сеть Слабое производ­ство и контроль качества продукции Нерациональная структура компенсаций Плохое планиро­вание и контроль денежных средств
Плохое обслуживание покупателей Низкое качество обслуживания Неадекватная система информации менеджмента Напряженные отношения с поставщиками капитала
Неразвитость или неэффективность службы маркетинга Неудовлетворительный уровень производственного потенциала Нерациональность структуры управления предприятием Несовершенство финансового планирования
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов выпуска Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности
Несбалансированность стратегии – в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах Нерациональное движение результатов производства Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия проявляющейся в росте стоимости капитала

Факторы, представленные в табл. 3.2, являются качественны­ми характеристиками причин несостоятельности предприятия. Независимо от своего существенного содержания, любой из фак­торов оказывает то или иное влияние на финансовое состояние рассматриваемого бизнеса. Как и финансовые показатели, они подлежат детальному изучению.

Показатель Аргенти характеризует кризис управления. Со­гласно данной методике, исследование начинается со следующих предположений:

§ идет процесс, ведущий к банкротству;

§ этот процесс для своего завершения требует нескольких лет;

§ процесс может быть разделен на три стадии: недостатки, ошибки, симптомы.

Каждому фактору на каждой стадии присваивают определен­ное количество баллов или нуль и рассчитывают агрегированный показатель — А-счет (табл. 3.3).

Таблица 3.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: