Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они могут быть классифицированы четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры / управление и финансы. На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно внутренние сигналы неблагополучия, обвиняет только внешние факторы в банкротстве бизнеса.
Менеджмент предприятия может быть неэффективным по многим причинам. Внутренние причины несостоятельности приведены в табл. 3.2.
Каждый из факторов характеризует ту или иную сторону деятельности предприятия. В процессе развития кризиса они могут дополнять друг друга, усиливая негативный эффект. В этом случае при комплексном генерировании факторов появляется несостоятельность предприятия глобального характера. Несостоятельность возникает и в случае усиления действия одного из факторов, как следствие кризиса какой-то из сторон деятельности предприятия.
Таблица 3.2
Внутренние причины несостоятельности предприятий
Маркетинг | Производство | Кадры / Управление | Финансы |
Ошибочный прогноз спроса на продукцию | Неподходящее местоположение | Неэффективное лидерство | Неоптимальная структура капитала |
Низкомаргинальный ассортимент продукции | Несовершенная технология | Плохие отношения в коллективе | Плохие инвестиционные решения |
Неправильное позиционирование товара | Неэкономичный размер предприятия | Неадекватные человеческие ресурсы | Отсутствие ответственности за учетную политику |
Нерациональная ценовая структура | Неподходящая технология | Излишек рабочей силы | Слабый контроль бюджета |
Неадекватное стимулирование сбыта | Неправильный упор в исследованиях и разработках | Необязательность персонала | Неподходящее налоговое планирование |
Дорогостоящая дистрибутивная сеть | Слабое производство и контроль качества продукции | Нерациональная структура компенсаций | Плохое планирование и контроль денежных средств |
Плохое обслуживание покупателей | Низкое качество обслуживания | Неадекватная система информации менеджмента | Напряженные отношения с поставщиками капитала |
Неразвитость или неэффективность службы маркетинга | Неудовлетворительный уровень производственного потенциала | Нерациональность структуры управления предприятием | Несовершенство финансового планирования |
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов | Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов выпуска | Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений | Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности |
Несбалансированность стратегии – в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах | Нерациональное движение результатов производства | Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля | Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия проявляющейся в росте стоимости капитала |
Факторы, представленные в табл. 3.2, являются качественными характеристиками причин несостоятельности предприятия. Независимо от своего существенного содержания, любой из факторов оказывает то или иное влияние на финансовое состояние рассматриваемого бизнеса. Как и финансовые показатели, они подлежат детальному изучению.
Показатель Аргенти характеризует кризис управления. Согласно данной методике, исследование начинается со следующих предположений:
§ идет процесс, ведущий к банкротству;
§ этот процесс для своего завершения требует нескольких лет;
§ процесс может быть разделен на три стадии: недостатки, ошибки, симптомы.
Каждому фактору на каждой стадии присваивают определенное количество баллов или нуль и рассчитывают агрегированный показатель — А-счет (табл. 3.3).
Таблица 3.3